Подростковый возраст. Общая характеристика возраста

Страница 2

«Кроме того, у подростка отмечается дальнейшее развитие таких познавательных процессов, как восприятие и память. Этот процесс также во многом зависит от процесса обучения, а точнее, от тенденции усложнения учебных программ по мере взросления ребенка. Например, на уроках геометрии, черчения и др. у ребенка постепенно формируются и развиваются способности воспринимать косвенные признаки предметов, мысленно трансформируя их до уровня, позволяющего адекватно идентифицировать воспринимаемый объект.

Усложнение и значительное увеличение объема изучаемого материала приводит к качественной перестройке в организации мнемических процессов. Большинство подростков, продолжая обучение, вынуждены отказаться от дословного заучивания с помощью повторений.

В подростковом возрасте активно развивается логическая память и быстро достигает того уровня, при котором ребенок переходит преимущественно к использованию этого вида памяти.

Вместе с тем при доминированном использовании логической памяти у подростка замедляется развитие механической памяти, что может привести к возникновению ряда негативных явлений. Однако в связи с вышеизложенными тенденциями развития у многих подростков возникают проблемы с запоминанием, и они предъявляют жалобы на плохую память. Вероятно, данная проблема является одной из причин, обусловливающих интерес подростков к способам улучшения запоминания.

В подростковый период помимо развития произвольной и опосредованной памяти у ребенка начинается активное развитие логической памяти, которая постепенно занимает доминирующее место в процессе запоминания учебного материала. Замедляется развитие механической памяти». [22]

С возрастом меняются отношения между памятью и мышлением. «В подростковом возрасте происходит существенный сдвиг в отношениях между памятью и другими психическими функциями, изменяются отношения между памятью и мышлением. Исследования показали, что в этом возрасте мышление подростков определяет особенности функционирования памяти». [23]

Параллельно с развитием мышления, восприятия и памяти у подростка развивается воображение. Это, прежде всего, проявляется в том, что ребенок все чаще начинает обращаться к творчеству. Некоторые подростки начинают писать стихи, серьезно заниматься рисованием и другими видами творчества. Воображение подростка менее продуктивно, чем воображение взрослого человека. Однако воображение подростка не только существенно богаче фантазии ребенка более младшего возраста, но и является неотъемлемой частью его психической жизни.[24]

«В подростковом возрасте продолжается активное развитие навыков чтения, а также монологической и письменной речи. Так, основная особенность развития чтения у подростков выражается в переходе от умения бегло, выразительно и правильно читать до способности декламировать наизусть.

Существенные изменения происходят и в развитии монологической речи, которые заключаются в переходе от умения пересказывать небольшое произведение или отрывок текста до способности самостоятельно готовить устное выступление, вести рассуждения, высказывать мысли и аргументировать их.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Классификация репрезентативных систем по структуре мышления.
Любая работа с информацией проходит ряд обязательных стадий: введение, обработка и оценка. В этой связи в НЛП выделяют три информационные системы активности человеческого мозга: ведущую (ввод информации), предпочитаемую (представление инф ...

Техники эмоционального влияния.
5.1 Прием установления неформальной деловой атмосферы. Возможен личный контакт во внеслужебное время. Это сближает членов коллектива и создает творческую атмосферу. 5.2 Прием "Имя собственное". Для каждого человека его собств ...

Нейропсихологический подход. Основные принципы
Нейропсихология – область психологии тесно связанная в мирровой науке с именем одного из выдающихся отечественных психологов - А.Р. Лурия. Нейропсихология изучает мозговую организацию психических функций. Центральное в нейропсихологическо ...