Принадлежность группе позволяет удовлетворить многие потребности. «Для подростков младшего возраста большое значение имеет возможность разделить со своими друзьями общие интересы и увлечения; также очень важны для них верность, честность и отзывчивость. Позднее подростки направлены на поиск такого контакта, который позволил бы им найти понимание и сопереживание их чувствам, мыслям, идеям, а также обеспечил бы эмоциональную поддержку со стороны сверстников в преодолении различных проблем, связанных с возрастным развитием».[34]
Желание выделиться, стремление занять высокую позицию, добиться уважения, признания своей личностной ценности и тем самым получить возможность подкрепить свою самооценку и самоуважение во многом определяет поведение детей в подростковом возрасте.
«Другой особенностью мотивации общения в подростковом и юношеском возрасте является тенденция к поиску близких дружеских связей, основанных на глубокой эмоциональной привязанности и общности интересов. И. С. Кон называет ее потребностью в alter ego, втором Я».[35]
«Особенностью процесса общения в подростковом возрасте является то, что подростки предпочитают общаться со сверстниками больше, чем со взрослыми и родителями. Однако, потребность в неформальном общении с родителями у подростков выявляется не меньше, чем в общении со сверстниками»[36].
Неготовность, нежелание или даже неспособность родителей понять и принять всевозрастающее стремление детей к взрослости, самостоятельности и является, по-видимому, причиной неудовлетворенности подростков общением с родителями. С этим, прежде всего и связано стремление подростков к общению с ровесниками, в большей степени отвечающими запросам и потребностям молодых людей.
Что касается познавательных интересов подростка, то в возрасте 12—13 лет интересы характеризуются высокой изменчивостью, они не связаны со структурой индивидуально-психологических особенностей ребенка и являются преимущественно познавательными.
«в 14-15 лет, отмечается тенденция к большей сформированности интересов, их интеграции, включенности в общую структуру индивидуальных и личностных особенностей». [37]
В начале подросткового возраста начинает интенсивно проявляться потребность ребенка в автономии, независимости от взрослых, родителей и потребность в признании этой самостоятельности. При этом выделяют два аспекта автономии:
- поведенческую - предполагает обретение независимости и свободы в той мере, чтобы действовать самостоятельно, без лишнего руководства извне;
- эмоциональную - подразумевает освобождение от эмоциональных уз, связывающих ребенка с родителями.
Важным отличительным признаком подросткового периода являются фундаментальные изменения в сфере его самосознания, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности. Именно в этот период, согласно мнению одного из отечественных психологов Б. Г. Ананьева, «сознание, пройдя через многие объекты отношений, само становится объектом самосознания и, завершая структуру характера, обеспечивает его целостность, способствует образованию и стабилизации личности».[38]
Статьи по теме:
Типология социальных характеров Э. Фромма
«В социальный характер входит лишь совокупность черт характера, которая присутствует у большинства членов данной социальной группы и возникла в результате общих для них переживаний и общего образа жизни».
«Характер – это специфическая фо ...
Механизмы взаимопонимания в процессе общения
Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается и другим человеком — партнером по общению — также как личность. На основе внешней стороны поведения мы как бы «читаем» другого человека, расшифровываем ...
Особенности общения подростка со взрослыми
В
отрочестве общение с родителями, учителями и другими взрослыми начинает складываться под влиянием возникающего чувства взрослости. Подростки начинают оказывать сопротивление по отношению к ранее выполняемым требованиям со стороны взросл ...
Актуально о психологии