«Она может быть вербальной и невербальной, то есть выражаться в слове или жесте, взгляде, мимике; оценочной и не содержащей оценки; соотносящейся с конкретным источником и не определяющей источник вовсе; общей или специфической применительно к поведению человека; эмоционально окрашенной и не несущей эмоциональной окраски со стороны коммуникатора и т. д. Реализация обратной связи в контексте межличностного общения предполагает как минимум два условия. Первое условие - человеку поступают от партнера по общению сведения о том, как, каким партнер представляет его себе. Второе условие - человек воспринимает эти сведения» [89, 125].
Насколько названные условия реализуются в практике повседневного общения? Каковы параметры реальной обратной связи? «Опыт повседневного общения показывает, что далеко не всегда совпадают представление о другом человеке для себя и представление возвращаемое, адресуемое воспринимаемому. Иначе говоря, коммуникатор обратной связи не всегда эксплицирует реципиенту то, что он действительно думает о нем. В некоторых случаях можно предположить наличие трех видов знаний о другом человеке: для себя, для другого - воспринимаемого, для другого - третьего лица. Что и в какой форме возвращает коммуникатор обратной связи воспринимаемому, естественно, определяется в целом общим социальным контекстом, в котором протекает общение. Психологам предстоит исследовать, насколько часты случаи совпадения или расхождений указанных видов знаний, характер, степень расхождения и т. д. Всестороннее исследование обратной связи представляется необходимым для более полного изучения межличностной коммуникации, восприятия человека человеком, формирования понятия о другом и самом себе, для решения вопроса о формах и способах оптимизации межличностного общения» [89, 127].
Статьи по теме:
Типичные негативные эмоциональные состояния
В последнее время особое значение приобретает проблема эмоционального неблагополучия детей, связанная с возникновением в эмоциональной сфере негативных переживаний.
Ребенок в дошкольном возрасте осуществляет потребность в положительной о ...
Социогенетическая
историко-эволюционная ориентация в психологии личности: человек как личность
Представители разных течений социогенетической ориентации изучают процессы социализации человека, освоения им социальных норм и ролей, приобретения социальных установок и ценностных ориентации, формирование социального и национального хар ...
Виды профессионального общения сотрудников таможенных
органов.
Для продуктивного контакта с людьми сотруднику таможенных органов мало обладать специальными познаниями, нужна еще особая психологическая подготовленность в сфере общения. Имеются в виду развитые качества рефлексии - опережающего восприят ...
Актуально о психологии