Знание является результатом процесса познания, который имеет свою структуру и этапы, связанные с этапами развития человеческого общества. Вместе с развитием практической деятельности людей, с ее усложнением развивается и человеческое познание
. Будучи поначалу естественным элементом человеческой жизни, основу которой составляет практически-преобразовательная деятельность людей, познание на определенном этапе развития общества обособляется в специализированное духовное и научное производство.
На ранних этапах истории человечества существовало обыденно-практическое познание, связанное с элементарными сведениями о природе, о самих людях, условиях их жизни, социальных связях и пр. Полученные на основе опыта повседневной жизни, практики людей знания носят хотя и прочный, но хаотический, разрозненный характер, представляя собой простой набор сведений, правил и т.д.
Важную роль на начальном этапе истории человечества играло мифологическое познание, представляющее собой фантастическое отражение реальности, бессознательно-художественную переработку природы и общества народной фантазией.
В рамках мифологии вырабатывались определенные знания о природе, космосе, о самих людях, формах их бытия и т.д.; уже в рамках мифологии зарождается художественно-образная форма познания, которая в дальнейшем получила наибольшее развитие в искусстве.
Одними из древних форм познания, генетически связанными с мифологией, являются философское и религиозное познание.
Как особый вид можно выделить научное познание, во многом противостоящее религиозному познанию мира. Об их особенностях мы поговорим в дальнейшем при обсуждении проблемы мировоззрения человека.
В середине XIX века О. Конт, основатель позитивизма, предложил концепцию развития человеческого знания. Он рассматривал три последовательно сменяющие одна другую формы знания:
религиозное
- основанное на традиции и индивидуальной вере;
философское
- основанное на интуиции автора той или иной концепции, рациональное и умозрительное по своей сути;
позитивное
- научное знание, основанное на фиксации фактов в ходе целенаправленного наблюдения или эксперимента.
На сегодняшний день, очевидно, что эти формы знания существуют и развиваются параллельно, как существуют одновременно в живой природе различные виды растений и животных.
Знания как основной элемент содержания общего образования
Знания как основной элемент содержания общего образования - это результат познания действительности, законов развития природы, общества и мышления. В них выражается обобщенный опыт людей, накопленный в процессе социально-исторической практики.
Содержание образования включает в себя следующие виды знаний:
основные понятия и термины, отражающие как повседневную действительность, так и научные знания;
факты повседневной действительности и науки, необходимые для доказательства и отстаивания своих идей;
основные законы науки, раскрывающие и отношения между разными объектами и явлениями действительности;
теории, содержащие систему научных знаний об определенной совокупности объектов, о взаимосвязях между ними и о методах объяснения и предсказания явлений данной предметной области;
знания о способах научной деятельности, методах познания и истории получения научного знания;
оценочные знания, знания о нормах отношений к различным явлениям жизни, установленным в обществе.
Названные виды знаний отличаются друг от друга функциями в обучении, а также используемыми технологиями. Основные функции знаний могут быть сведены к следующим:
средство создания общей картины мира,
инструмент познавательной и практической деятельности,
основа целостного научного мировоззрения.
Рациональное и чувственное познания действительности
Для психологов и педагогов особенно важными является различение чувственного и рационального познаний
. Главные элементы чувственного познания:
ощущения,
восприятия,
представления,
эмоции.
С точки зрения психологии, ощущение
представляет собой простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.
Статьи по теме:
Сознание как высшая форма психического отражения
Сознание (по Вундту) – есть сумма переживаемых мною в данный момент состояний или содержаний, о кот я непосредственно в данный момент знаю. С (по Локку) – как опред процесс рефлексии, кот развивается на опред уровне развития. С – это колл ...
Чувство как бессознательное
Чувство иллюстрирует интеракционизм, здесь описывается централизующий процесс или создание нового центра личности. Сновидение, в первом приближении, мгновенно представляет собой когнитивный эгоцентризм, так, например, Ричард Бендлер для п ...
Типы взаимодействий
Существует еще один описательный подход при анализе взаимодействия - построение классификаций различных его видов. Наиболее распространенным является дихотомическое деление всех возможных видов взаимодействия на два противоположных вида: ...
Актуально о психологии