Методологической основой изучения образа «Я» являются концепция смысловых образований личности, сформулированная группой учеников А.Н. Леонтьева, концепция интраиндивидной репрезентации личности, разработанная В.С. Мерлиным.
Центральное звено концепции смысловых образований личности образует понятие личностного смысла как индивидуализированного отражения действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность («значение для меня»), запечатленность в объекте потребностей человека. Личностные смыслы интегрируются в виде связной системы «смысловых образований личности», куда входят мотивы, побуждающие человека к деятельности, реализуемое деятельностью отношение человека к действительности, приобретшей для него ценность (ценностные ориентации), «Я»-образ или «Я»концепция человека – система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе как «к другому». центральная характеристика личностных смыслов – их зависимость от места человека в системе «социальной ситуации развития», т.е. от его социальной позиции. здесь принцип деятельностного опосредования является системообразующим – для того, чтобы исследовать и трансформировать смысловые образования, необходимо выйти за рамки этих образований и изменить систему деятельности, их порождающих[[7]]. В концепции интраиндивидной репезентации деятельность выступает как опосредующее звено в связи разноуровневых свойств интегральной индивидуальности, причем интегральная индивидуальность рассматривается В.С. Мерлиным как саморегулируемая и саморазвивающаяся многоуровневая система[[8]]
Образ «Я» является одним из аспектов рассмотрения личности – «комплекс свойств, погруженных в пространство индивидуальной жизни субъекта». в этом смысле личность выступает в аспекте ее индивидуальности, в ее отличиях от других. «Взятый в своих индивидуальных различиях, индивид выступает в своей не-тождественности всеобщему и через свое не-слияние с ним выявляет себя как личность. вместе с тем в присвоении элементов культуры, предметного бытия общественного целого, личность утверждает свою общность с социальным целым. в этой активности индивид оказывается как бы поверх барьеров своей природной или ситуативной ограниченности»[[9]].
Образ «Я» – результат выделения человеком самого себя из окружающей среды, что позволяет ему ощущать себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, переживать свою целостность и тождественность с самим собой – как в отношении своего прошлого, так настоящего и будущего. Образ «Я» формируется в деятельности и общении. изменяя в предметной деятельности окружающий мир и взаимодействуя с другими людьми, субъект отделяет свое «Я» от не-«Я», непосредственно переживая свою не-идентичность другим объектам. Образ «Я» субъективно воспринимается субъектом в рамках «Я»-концепции, образуя ядро человеческой личности[[10]].
«Я»-концепция – относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. «Я»-концепция – целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий, образ собственного «Я», выступающий как установка по отношению к самому себе и включающий такие компоненты, как: конгнитивный – образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости, т.д. (самосозание); эмоциональный – самоуважение, себялюбие, самоуничижение, т.д.; оценочно-волевой – стремление повысить самооценку, завоевать уважение, т.д.
«Я»-концепция – предпосылка и следствие социального взаимодействия, определяется социальным опытом. ее составляющие: реальное «Я» (представление о себе в настоящем времени), идеальное «Я» (то, каким субъект, по его мнению, должен был бы стать, ориентируясь на моральные нормы), динамическое «Я» (то, каким субъект намерен стать), фантастическое «Я» (то, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось возможным) и др. «Я»-концепция – важный структурный элемент психологического облика личности, идеальная представленность индивида в себе, как в другом. становление «Я»-концепции, будучи в конечном счете обусловлено широким социально-культурным контекстом, возникает в обстоятельствах обмена деятельностью между людьми, в ходе которого человек «смотрится в другого человека как в зеркало» и тем самым отлаживает, уточняет, корректирует образы своего «Я». Формирование адекватной «Я»-концепции, и прежде всего самосознания, - одно из важных условий воспитания сознательного члена общества1.
Статьи по теме:
Причины возникновения и развития защитных механизмов.
Одной из наиболее важных областей современной деятельности психологов, психотерапевтов, психиатров, врачей других специальностей является диагностика, квалификация и коррекция пограничных нервно-психических и психосоматических нарушений, ...
Депрессивный стресс: предпосылки и развитие
Коллективное бессознательное, согласно традиционным представлениям, иллюстрирует материалистический импульс, в полном соответствии с основными законами развития человека. Самонаблюдение, на первый взгляд, дает инсайт, как и предсказывает ...
Сексуальные оскорбления в семье
Следует определить следующие понятия:
Сексуальное принуждение подразумевает половые сношения вследствие применения мужчиной силы или непрекращающегося напора с его стороны /2/.
Попытка изнасилования — это стремление помимо воли человека ...
Актуально о психологии