Методологической основой изучения образа «Я» являются концепция смысловых образований личности, сформулированная группой учеников А.Н. Леонтьева, концепция интраиндивидной репрезентации личности, разработанная В.С. Мерлиным.
Центральное звено концепции смысловых образований личности образует понятие личностного смысла как индивидуализированного отражения действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность («значение для меня»), запечатленность в объекте потребностей человека. Личностные смыслы интегрируются в виде связной системы «смысловых образований личности», куда входят мотивы, побуждающие человека к деятельности, реализуемое деятельностью отношение человека к действительности, приобретшей для него ценность (ценностные ориентации), «Я»-образ или «Я»концепция человека – система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе как «к другому». центральная характеристика личностных смыслов – их зависимость от места человека в системе «социальной ситуации развития», т.е. от его социальной позиции. здесь принцип деятельностного опосредования является системообразующим – для того, чтобы исследовать и трансформировать смысловые образования, необходимо выйти за рамки этих образований и изменить систему деятельности, их порождающих[[7]]. В концепции интраиндивидной репезентации деятельность выступает как опосредующее звено в связи разноуровневых свойств интегральной индивидуальности, причем интегральная индивидуальность рассматривается В.С. Мерлиным как саморегулируемая и саморазвивающаяся многоуровневая система[[8]]
Образ «Я» является одним из аспектов рассмотрения личности – «комплекс свойств, погруженных в пространство индивидуальной жизни субъекта». в этом смысле личность выступает в аспекте ее индивидуальности, в ее отличиях от других. «Взятый в своих индивидуальных различиях, индивид выступает в своей не-тождественности всеобщему и через свое не-слияние с ним выявляет себя как личность. вместе с тем в присвоении элементов культуры, предметного бытия общественного целого, личность утверждает свою общность с социальным целым. в этой активности индивид оказывается как бы поверх барьеров своей природной или ситуативной ограниченности»[[9]].
Образ «Я» – результат выделения человеком самого себя из окружающей среды, что позволяет ему ощущать себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, переживать свою целостность и тождественность с самим собой – как в отношении своего прошлого, так настоящего и будущего. Образ «Я» формируется в деятельности и общении. изменяя в предметной деятельности окружающий мир и взаимодействуя с другими людьми, субъект отделяет свое «Я» от не-«Я», непосредственно переживая свою не-идентичность другим объектам. Образ «Я» субъективно воспринимается субъектом в рамках «Я»-концепции, образуя ядро человеческой личности[[10]].
«Я»-концепция – относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. «Я»-концепция – целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий, образ собственного «Я», выступающий как установка по отношению к самому себе и включающий такие компоненты, как: конгнитивный – образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости, т.д. (самосозание); эмоциональный – самоуважение, себялюбие, самоуничижение, т.д.; оценочно-волевой – стремление повысить самооценку, завоевать уважение, т.д.
«Я»-концепция – предпосылка и следствие социального взаимодействия, определяется социальным опытом. ее составляющие: реальное «Я» (представление о себе в настоящем времени), идеальное «Я» (то, каким субъект, по его мнению, должен был бы стать, ориентируясь на моральные нормы), динамическое «Я» (то, каким субъект намерен стать), фантастическое «Я» (то, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось возможным) и др. «Я»-концепция – важный структурный элемент психологического облика личности, идеальная представленность индивида в себе, как в другом. становление «Я»-концепции, будучи в конечном счете обусловлено широким социально-культурным контекстом, возникает в обстоятельствах обмена деятельностью между людьми, в ходе которого человек «смотрится в другого человека как в зеркало» и тем самым отлаживает, уточняет, корректирует образы своего «Я». Формирование адекватной «Я»-концепции, и прежде всего самосознания, - одно из важных условий воспитания сознательного члена общества1.
Статьи по теме:
Ощущение
Процесс ощущения возникает вследствие воздействия на органы чувств различных материальных факторов, которые называются раздражителями, а сам процесс этого воздействия - раздражением. Раздражение вызывает еще один процесс-возбуждение. Таки ...
Структура развитие общения
Одна из главных тенденций подросткового возраста переориентация с общения с родителями, учителями и вообще старшими на общение с ровесниками, и это объясняется рядом причин.
Во-первых, общение со сверстниками – это важный специфический к ...
Симптомы в психотерапии.
Специфика поведенческого направления может быть лучше понята путем сравнения трех подходов к лечению: в рамках медицинской модели, психоанализа и поведенческого направления.
В психиатрии жалобы рассматриваются в определенной диагностичес ...
Актуально о психологии