Познавая и преобразуя мир, человек выявляет устойчивые, закономерные связи между явлениями. Закономерности, внутренние связи явлений отражаются в нашем сознании опосредованно - во внешних признаках явлений человек распознает признаки внутренних, устойчивых взаимосвязей.
Замечая связи между явлениями, устанавливая всеобщий характер этих связей, человекдеятельностно осваиваетмир, рационально организуетсвое взаимодействие с ним. Оно существляет мыслительную деятельность – обобщенную ориентацию в мире.
Мышление - психический процесс обобщенного и опосредованного отражения устойчивых, закономерных свойств и отношений действительности, существенных для решения познавательных проблем, схематической ориентации в конкретных ситуациях.
Мышление - продуктивно. Оно представляет собой способность ориентироваться в новых для нас данных, способность понимать их. В элементарной форме понимание проявляется уже при узнавании объектов, отнесении их к определенной категории. Понять что-либо – значит, включить новое в систему имеющихся связей.
Мышление - это, прежде всего осознание и понимание не конкретных, а общих свойств и закономерностей, которые прямо, непосредственно («наглядно») человеку в его опыте не даны. Их надо осмыслить, как бы вывести или вычленить. Следовательно мышление - это психологический процесс с открытием (возможно— субъективно, то есть для мыслящего) нового знания, решение проблем на основе переработки полученной информации.
Мышление тесно связано с речью. Мысль формулируется с помощью ее речевого формулирования. Речь подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя речь лишена фонации (звукопроизнесения): в ней используются специфические коды. Первоначально мысль зарождается в форме опорных речевых элементов.
Сформулировать мысль – значит объективизировать ее, облечь в обобщенные языковые значения. Отношение речи к мышлению - отношение формы к содержанию. Построение речи определяется законами грамматики, процесс мышления - законами всеобщих взаимосвязей.
Классификация явлений мышления:
Мыслительная деятельность - система мыслительных действий, операций, направленных на решение определенной задачи.
Мыслительные операции сравнение, обобщение, абстракция, классификация, систематизация и конкретизация.
Формы мышления: суждение, умозаключение, понятие.
Виды мышления: практически-действенное, наглядно-образное и теоретически-абстрактное.
По содеожанию: практическая, научная и художественная мыслительная деятельность.
По операционной структуре: алгоритмическое, осуществляемое по заранее известным правилам, и эвристическое, творческое решение нестандартных задач.
Все мыслительные акты совершаются на основе взаимодействия анализа и синтеза.
Развитие мышления ребенка происходит постепенно. Поначалу оно определяется развитием манипулирования предметами. Манипулирование, которое вначале не имеет осмысленности, затем начинает определяться объектом, на который оно направлено, и приобретает осмысленный характер.
Интеллектуальное развитие ребенка осуществляется в ходе его предметной деятельности и общения. Наглядно-действенное, наглядно образное и словесно-логическое мышление - последовательные ступени интеллектуального развития. Генетически наиболее ранняя форма мышления наглядно-действенное мышление, первые проявления которого у ребенка можно наблюдать 1-2 года жизни, еще до овладения имактивной речью.
Статьи по теме:
Проблема биологического и социального в структуре личности
Это одна из наиболее дискуссионных проблем в психологии. В зарубежных теориях известно мнение, согласно которому в личности человека выделяются две подструктуры, сформированные под воздействием двух факторов – биологического и социального ...
Исследование
Исследование началось с опроса школьников, испытуемым была предложена методика оценки уровня развития морального сознания – Дилеммы Л. Колберга. Испытуемые ознакомились с девятью дилеммами. Основная идея обработки методике Колберга - оцен ...
О монографии Эриха Фромма "Искусство любви"
Говоря о монографии Эриха Фромма «Искусство любви», хотелось бы начать с некоторой предыстории, а именно немного сказать собственно о принадлежности этого знаменитейшего психоаналитика к франкфуртской школе. Нужно отметить, что ее предста ...
Актуально о психологии