2. Паралингвистические явления, выражающиеся в речевых и неречевых проявлениях голоса.
Оптико-кинестетическая система /невербальная коммуникация/, включающая в себя жесты, мимику, пантомимику, систему контактов глазами.
Различают следующие виды воздействия: убеждение, заражение, внушение, подражание. Последние, в свою очередь, могут подразделяться на подвиды.
Необходимость изучения и использования в своей деятельности эффективных методов общения напрямую связана со спецификой деятельности таможенных органов. При работе с людьми важно предвидеть возможные поступки человека, ориентироваться в свойствах его личности. Усвоенные психологические рекомендации представляют собой совокупность средств установления контакта, доверительных отношений, а также воспитательного воздействия.
Вместе с освоением техник и приемов общения следует учитывать, что сотруднику таможенных органов, как впрочем, и вообще по жизни, приходится взаимодействовать в условиях далеко не комфортных с точки зрения настроя на общение другого. Эта область более предметно рассмотрена в социальной психологии и конфликтологии. Теоретики и практики разрешения конфликтов выделяют, например, так называемых трудных людей обладающих определенными личностными характеристиками, затрудняющими общение в и без того сложных, конфликтных ситуациях. Так Д.Скотт (1994) называет и характеризует следующие типы “трудных”:
“Агрессивисты” - лица, которые говорят колкости, задирают других и раздражаются, если их не слушают.
“Жалобщики” - всегда на что-нибудь сетуют. Сами же ничего не делают для решения проблемы, так как считают себя не способными ни на что или не хотят брать на себя ответственность.
“Молчуны” - спокойны, немногословны и невозмутимы. Трудно понять, чего они хотят и о чем думают в действительности.
“Сверхпокладистые” - всегда говорят “да”, по любому поводу обещают поддержку, но нередко их слова расходятся с делом, они не оправдывают возложенных на них надежд.
“Вечные пессимисты” - они всегда и во всем предвидят неудачи.
“Всезнайки” - считают себя выше других. Их мнимое превосходство дополняется сознанием собственной важности, на самом деле они только играют роль.
“Нерешительные”, или “стопоры”, - лица, которые не могут принять то или иное решение, поскольку боятся ошибиться.
Статьи по теме:
Связь образа «Я» с профессионально важными качествами
А.А. Деркач и Н.В. Кузьмина, раскрывая понятие о профессионализме личности и определяя профессионально важные качества личности как «проявление психологических особенностей личности, необходимых для усвоения специальных знаний, способност ...
Типология Д.М. Бернса
Д.М. Бернс в качестве критерия своей типологии лидерства брал взаимоотношения лидеров и ведомых, то есть, людей с различным властным потенциалом и разной мотивацией. Он различал два типа такого взаимодействия и, соответственно, два типа л ...
Личностные факторы, влияющие на успешность руководителя
В настоящее время существуют различные подходы к изучению личностных факторов, определяющих эффективность руководителя[[6]].
Коллекционный подход основан на представлениях, что руководитель должен обладать особыми личностными качествами, ...

Актуально о психологии