Одиночество как психологический феномен

Материалы » Одиночество как психологический феномен

Страница 4

На основании результатов диагностического обследования была выделена группа учащиеся 10-х классов г. Тюмени с высокими показателями одиночества (10 человек). По завершении диагностического обследования и ознакомления с его результатами данным испытуемым было предложено принять участие в развивающей программе (опытно-экспериментальной работе). В последующем экспериментальную группу по собственной инициативе пополнили еще 14 учащихся. Таким образом, общая численность экспериментальной группы составила 24 испытуемых из выборки учащихся 10-х классов г. Тюмени.

В целях исследования были установлены отношения общего показателя одиночества, а также показателей эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов одиночества с факторами самоотношения, самовосприятия и поведения старшеклассника.

Математический анализ с использованием критерия Манна-Уитни подтвердил отсутствие существенных и множественных отличий в корреляционных связях одиночества с личностными особенностями испытуемых в выборках учащихся 10-х и 11-х классов.

Интерпретация связей показателей одиночества с личностными факторами в выборках учащихся г. Тюмени и г. Заводоуковска позволяют говорить о том, что в обеих выборках показатели одиночества связаны: во-первых, с факторами самоотношения личности; во–вторых, с факторами самовосприятия

личности; в-третьих, с характерологическими и поведенческими особенностями личности. Интересно, что в выборке учащихся г. Тюмени связи одиночества с особенностями самоотношения и самовосприятия более множественны и значимы, чем в выборке учащихся г. Заводоуковска. А в выборке учащихся г. Заводоуковска более множественны и значимы связи одиночества с особенностями поведения личности. Таким образом, можно говорить, что связь одиночества с особенностями самоотношения, самовосприятия и поведения носит общий характер, но значимость связи варьирует (в зависимости от объективных условий развития личности и индивидуально-личностных особенностей). В целом, множественность и значимость установленных связей позволяет с большой долей вероятности утверждать, что одиночество как психический феномен отражается в особенностях самоотношения, самовосприятия и поведения личности.

С одной стороны, было установлено влияние показателей одиночества на факторы самоотношения, самовосприятия и поведения, с другой - влияние данных факторов на показатели одиночества. Результаты однофакторного дисперсионного анализа подтвердили, что одиночество оказывает влияние на личность, определяя некоторые особенности самоотношения и самовосприятия: одиночество вносит дисбаланс в отношения с группой сверстников и определенные сложности в отношение к себе, в меньшей степени, но все-таки затрудняет отношения с родителями и с другими значимыми людьми; одиночество оказывает обесценивающее влияние на самоотношение и отношение к своей жизни (сомнения в ценности своей личности и склонность к самообвинению, оценка жизни как эмоционально пустой и бессмысленной, не имеющей четкой направленности и лишенной перспективы); одиночество негативно влияет на самовосприятие личности (снижает оценку способности контролировать события своей жизни, обусловливает восприятие себя как человека, неспособного вызвать положительные чувства у других людей, актуализирует внутренние конфликты личности); одиночество негативно сказывается на характерологических особенностях личности и проявляется в поведении (оппозиционное поведение и уступчивость личности, склонность к подчинению, неуверенность, консерватизм, эгоцентризм).

Результаты однофакторного дисперсионного анализа подтверждают теоретическое положение «негативное влияние одиночества заключается в том, что оно является детерминантой деформированного развития, затрудняя вхождение личности в широкий контекст социальных отношений».

В то же время, одиночество обладает и позитивным потенциалом. Позитивный потенциал одиночества заключается в том, что одиночество является фактором низкой самопривязанности, то есть - своего рода индикатором неудовлетворенности человека своим положением, побуждает к соответствию с идеальными представлениями о себе, к развитию своей личности. Таким образом, данные однофакторного дисперсионного анализа подтверждают теоретическое положение о том, что одиночество содержит в себе возможность развития и поэтому может квалифицироваться как ресурс развития личности.

На основе понимания диалектического характера связи негативного и позитивного аспектов одиночества, а также, учитывая, что на переживание одиночества оказывают влияние (по данным однофакторного дисперсионного анализа) проблемы в отношениях с группой сверстников и в отношении к себе, а также некоторые особенности самоотношения (неуверенность в себе, отсутствие жизненной перспективы и низкая целеустремленность, неудовлетворенность собой, стремление к личностному развитию, а также – склонность к самообвинению), самовосприятия (восприятие себя как неспособного управлять событиями своей жизни, сомнения в своей ценности для других, внутренняя честность) и поведения (склонность к оппозиционному поведению и подчинению, уступчивость), были выделены внутренние условия актуализации позитивного потенциала одиночества.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Статьи по теме:

Диагностика конфликта в социальной психологии. Методика разрешения конфликта
Можно ли достичь такого уровня личностного развития, когда человек сам, без чьей либо помощи может справиться со своими трудностями и обучиться методам эффективного разрешения конфликтов? Психолог А. Минделл считает, что да. Он предлагает ...

Мотивация поведения личности
Мотивация - это обусловленное актуализированной потребностью возбуждение определенных нервных структур (функциональных систем), вызывающих направленную активность организма. Все мотивационные состояния являются модификацией потребностных ...

Формирование базовой культуры личности
Формирование культурно развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества ...