На
самоотношение
личности одиночество не оказывает существенного влияния, за исключением факторов низкой насыщенности жизни целями и низкой целеустремленности и недостаточного самопринятия. Обратное влияние (влияние факторов самоотношения на одиночество) представлено более явно. Так, факторами одиночества являются: низкая результативность жизни (неудовлетворенность жизнью), закрытость личности и склонность к самообвинению, одиночество, является фактором низкой ответственности личности за события своей жизни и низкой общей осмысленности жизни.
Одиночество способствует отзывчивости личности, а также является фактором подчинения и неуверенности в поведении. Из характерологических особенностей фактором одиночества является лишь отсутствие ориентации на мнение окружающих.
Исследуя связи переживания одиночества в подростковом возрасте с особенностями
оформления Я-концепции подростка, Р. Бернс указывает, в частности, на общеизвестное противоречие: с одной стороны, “Я-концепция” становится более устойчивой, с другой стороны, “…претерпевает определенные изменения, обусловленные целым рядом причин. Во-первых, физиологические и психологические изменения, связанные с половым созреванием, не могут не влиять на восприятие индивидом своего внешнего облика. Во-вторых, развитие когнитивных и интеллектуальных возможностей приводит к усложнению и дифференциации “Я-концепции”, в частности, к способности различать реальные и гипотетические возможности. Наконец, в-третьих, требования, исходящие от социальной среды – родителей, учителей, сверстников, - могут оказаться взаимно противоречивыми. Смена ролей, необходимость принятия важных решений, касающихся профессии, ценностных ориентаций, образа жизни и т. д., могут вызвать ролевой конфликт и статусную неопределенность, что также накладывает явный отпечаток на “Я-концепцию” в пору юности”.
В рамках исследования переживания одиночества именно последнее указание Р. Бернса будет являться наиболее существенным. Совершенно логично утверждать, что смена социальной среды, ее расширение происходит не вдруг, а очень постепенно. Еще более постепенно меняется ее качество, проявляется влияние этой новой среды на подростка. Семья, микросоциум, который раньше занимал не просто большое, но почти абсолютное, (во всяком случае, выражено доминантное), место в жизни ребенка, это свое “лидирующее” значение утрачивает. Не редко именно процесс сепарации от семьи служит отправной точкой активизации переживания одиночества подростка. Это, безусловно, не означает, что семья как социальный фактор вообще утрачивает свое значение для подростка, уменьшается только степень влияния микросоциума на построение модели собственной личности, по сравнению с макросоциумом. Причем, более правильно было бы говорить, что макросоциум приобретает большее влияние на подростка. Здесь важно отметить следующее: указанная закономерность носит зачастую не количественный, а качественный характер.
Одна из наиболее значимых составляющих “Я-концепции” подросткового и юношеского возраста – половая идентификация, связанный с ней круг ролей, субъектных и объектных переживаний. Наиболее полно эта грань развития исследовалась с позиции классического и постклассического психоанализа. Согласно теории психоанализа, в период полового созревания пробуждаются силы инстинктивной природы, которые нарушают равновесие, установившееся в более ранний, латентный период, и приводят к росту напряженности и резким сдвигам в эмоциональной сфере. Результатом этого своеобразного возврата к генитальной (по З. Фрейду) фазе становится разрушение эмоциональных связей с родителями, поскольку поиски соответствующего объекта любви выходят теперь за пределы семьи.
Исследования Блосса в этой области показали, что нередким результатом смещения такого равновесия является амбивалентность поведения, в особенности у юношей, его колебания от одной крайности к другой. По Блоссу, неуравновешенность мыслей и чувств, характерная скорее для ребенка младшего возраста, внезапные переходы от ненависти к любви, от принятия к отталкиванию, от радости к унынию также являются типичной формой юношеской регрессии.
Внутренний конфликт, стремление к независимости и потребность в помощи будут прямой причиной бунта подростка, не принимающего неустойчивой и противоречивой реальности.
Одним из важных следствий вышеописанного будет переживание одиночества и утраты. Блосс это состояние называет “эмоциональным и объектным голодом”.
Справедливо утверждать “эмоциональный и объектный голод” Блосса является обострением уже имеющегося переживания одиночества, либо, в определенном числе случаев, “отправной точкой” хронизации этого переживания.
Статьи по теме:
Изучение человеческого опыта
Нлп – это исследование человеческого мастерства. Оно обеспечивает доступ к системе знания о том, как человеческие существа осмысляют свой опыт и взаимодействуют друг с другом. Оно начиналось как исследование талантов и гениальности для по ...
Теории Э. Толмена и К. Хала
Эдвард К. Толмен, заложил основы необихевиоризма Он пришел к выводу, что для научения не обязательно немедленное подкрепление. Кроме того, Толмен, в отличие от Уотсона, принимал в расчет не только внешнее поведение организма по схеме &quo ...
Основные направления современной психотерапии
Классический психоанализ направлен на то, чтобы дать Эго достичь победы над Ид, усилить Эго, сделать его независимым от Супер-эго. Цель психоанализа — сделать бессознательное сознательным и через это помочь человеку решить свои психологич ...
Актуально о психологии