Одиночество как психологический феномен

Материалы » Одиночество как психологический феномен

Страница 3

Рис.1. Типы одиночества

Личностный выбор

Отрицательное Положительное

восприятие восприятие

одиночества одиночества

Субъективное отрицательное одиночество, обусловленное внешними факторами (экстернальное отрицательное)

Субъективное положительное одиночество, обусловленное внешними факторами (экстернальное положительное)

Достаточно сложным моментом, затрудняющим наблюдение за динамикой одиночества со стороны психолого-педагогической помощи, является определенная внутрипрофессиональная структурированность. Можно выделить ряд факторов, которые могут позволить в частности педагогу "предсказать" возможное изменение в ситуации развития личности ученика.

Во-первых, можно четко выделить качества личности (особенности характера), "предрасполагающие" к формированию (развитию) стойкого одиночества, внешних признаков, указывающих на предрасположенность к одиночеству, на которые может ориентироваться педагог в работе с подростками:

- высокий уровень тревожности;

- впечатлительность;

- романтичность (романтическая возвышенность);

- независимость, импульсивность, эмоциональность;

- замкнутость, малообщительность, закрытость, отстраненность;

- повышенная психологическая ранимость;

- эмоциональная "колючесть";

- робость, боязливость;

- индивидуальность, имеется в виду "непохожесть" на

сверстников.

Во-вторых, существуют группы социальных и психолого-педагогических знаний, обуславливающих тенденцию развития одиночества:

1. О семейном благополучии (в том числе формальном полнота

семьи, материальная обеспеченность, количество человек в семье).

2. Об успешности учебной деятельности.

3. Об адекватности поведенческих (в том числе и ответных) реакций.

Если события, приведшие к возникновению одиночества, можно легко определить, то факторы, сохраняющие или затягивающие одиночество выявить более сложно. Столкнувшись с переменными в своем социальном окружении, подростки пытаются приспособиться и исправить недостатки в новом кругу общения. Когда эти недостатки и состояния одиночества сохраняются, то объяснения, которые люди дают своему одиночеству, могут сильно воздействовать как на их эмоции, так и на средства его преодоления. Например, если человек считает, что его одиночество вызвано событиями, перед которыми он бессилен, то он чаще всего падает духом и не предпринимает никаких попыток облегчить свое положение. Однако, если юноша предполагает, что его одиночество вызвано чем-то таким, с чем он может справиться (например, со случаями недостаточного проявления своего дружелюбия), то он с большей настойчивостью пытается наладить отношения общения.

Одиночество может затянуться, если человек неправильно понимает его причины. Это неправильное понимание может привести к тому, что он постарается изменить не те аспекты своего положения в обществе, какие нужно, или вообще откажется от любых попыток, что-либо изменить. Таким образом, следует стремиться к актуализации позитивного потенциала одиночества.

Проводилось исследование на выборке из 100-а человек, относящихся к одной возрастной группе (15-17 лет, ранний юношеский возраст). Общая выборка включила две подгруппы испытуемых, выделенных по урабанизационному принципу: группа учащихся старших классов г. Тюмени (52 человека) и группа учащихся старших классов г. Заводоуковска (48 человек).

Модификация методики заключалась в выделении когнитивного, эмоционального и поведенческого показателей одиночества. На основе результатов обследования были выделены уровни переживания одиночества относительно каждой выборки и, в зависимости от этого, определена степень значимости переживания одиночества.

Проведенное исследование подтвердило предположения о том, что одиночество, в целом, характерно для представителей раннего юношеского возраста, хотя степень значимости этого переживания различна. Соотношение показателей эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов одиночества свидетельствует о том, что ярче всего одиночество проявляется в эмоциональной сфере, как в выборке учащихся г. Тюмени, так и в выборке учащихся г. Заводоуковска. В целом же, структура одиночества не претерпевает значительных изменений, что является подтверждением типичности одиночества в юношеском возрасте и его относительной независимости от объективных условий жизни.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Статьи по теме:

Нейропсихологические исследования проблемы обучения в школе.
Трудности в обучении детей зачастую связаны с наличием проявлений минимальной мозговой дисфункции и обусловленных ими задержками психического развития. В данном направлении было выполнено большое число исследований, которые отмечают персп ...

Особенности обучения ребенка-левши и связанные с ними рекомендации по научению
Само становление многих психических функций в онтогенезе левшей идет не непосредственно, но опосредованно, многоканально. Дети-левши в процессе своего развития привлекают максимум внешних, произвольных средств для овладения теми операциям ...

Понятие содержания образования
В процессе обучения реализуется содержание образования, которое выступает одним из основных средств и факторов развития. Оно представляет собой особый «разрез» образования, не затрагивающий технологию. Традиционная педагогика ориентирова ...