Более трудным для дошкольника является восприятие времени- ориентации во времени суток, в оценке различных промежутков времени (неделя, месяц, время года, часы, минуты, секунды).
Например, одна минута по представлению детей 6-7 лет в среднем равна 11 секундам. Поэтому так часто дети делают ошибки, представляя себе длительность какого- либо дела меньшей, чем она есть в действительности. http://vbalkhashe.kz/stati/polezno-znat/v-balashihe-postrojat-metro.html подробности на сайте
Большим достижением ребенка являются первые попытки установления связей между пространством, временем, количеством. Благодаря этому ребенок решает сложнейшую интеллектуальную задачу- восприятие картинки. Он осмысливает взаимоотношения между частями картинки и воспринимает изображение как нечто целое (целостность восприятия).
Неоценима роль восприятия в овладении ребенком навыками письма, чтения, счета.
· МЫШЛЕНИЕ – процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов - анализа, синтеза, суждений и т.п.
Выделяют три вида мышления:
1. Наглядно-действенное (познание путем манипулирования игрушками (предметами)).
2. Наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений).
3. Словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).
Наглядно- действенное мышление особенно интенсивно развивается с 3-4 лет. Ребенок постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать самые разные практические задачи.
На основании наглядно- действенного мышления формируется более сложная форма - наглядно-образное мышление. Оно характеризуется тем, что ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий, что позволяет ребенку, например, использовать схематические изображения.
К 6-7 годам начинается более интенсивное формирование словесно- логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий, но оно не является ведущим у дошкольников.
Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы, но и решение даже самой конкретной задачи требует словесных обобщений.
Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение и т.д. то есть все, чем занимается дошкольник, развивают у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, способность рассуждать и т.д.
Таким образом, наглядно- действенное мышление можно проверить, предложив ребенку соединить прямыми линиями фигуры в нижней части рисунка так, как показано на образце. Наглядно-образное – с помощью карточки с четырьмя картинками одна из которых - лишняя (по смыслу). Словесно- логическое- с помощью вопросов на анализ- синтез, сравнение, абстрагирование и т.д. (Например: «Небо голубое, а трава?»).
Ребенок может понять главную мысль предложения, картинки, ответить на вопрос (см. выше), выделить из общего частное (по картинке), разложить предметы на группы по существенному признаку и т.д. Для 6-7 лет – это норма.
· ПАМЯТЬ- это способность к получению, хранению и воспроизведению информации. Она лежит в основе способности ребенка, является условием обучения, приобретения знаний и умений.
Часто учителя жалуются, что первоклассник не помнит, что задано на дом, что нужно принести на урок и др. В тоже время родители говорят, что их ребенок быстро запоминает рекламу или точно пересказывает сериал.
Дело в том, что в первом случае требуется произвольное запоминание, с во втором – непроизвольное.
Память бывает кратковременной (воспроизведение через несколько десятков секунд) и долговременной (воспроизведение через длительное время).
В зависимости от того, какие ощущения преобладают, говорят о памяти зрительной, слуховой, эмоциональной и др.
ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ- сохранение и воспроизведение зрительных образов. У дошкольников иногда встречается «эйдетическая» память, когда воспринятое раньше, ребенок как бы снова видит это перед глазами и может описать во всех подробностях.
Статьи по теме:
Социальная перцепция.
Большое значение имеет то, как человек воспринимает партнера по общению. Часто восприятие человека человеком называют социальной перцепцией. Но это понятие, считает Г.М. Андреева, в данном случае употреблено не слишком точно. Термин «соци ...
Общение как коммуникация
Вся система отношения человека к другим людям реализуется в общении. Понятие "общения" является одним из
центральных в системе психологического знания: Социальная функция общения заключается в том, что оно выступает средством п ...
Исследование психологической эффективности использования основных
геометрических форм в рекламе
Основным критерием психологической эффективности сегодня является, прежде всего, мнение автора разработки. Такой подход основан на предугадывании и поэтому не всегда продуктивен на практике. Так, например, многие оригинальные разработки ( ...
Актуально о психологии