Эмпирические методы исследования детской психики: естественный и формирующий эксперимент в детской психологии

Материалы » Основные положения психологии детства » Эмпирические методы исследования детской психики: естественный и формирующий эксперимент в детской психологии

Страница 1

Эксперимент (от лат. "проба, опыт") - ведущий метод научного познания, в том числе и психологических исследований. Направлен на выявление причинно-следственных зависимостей. Характеризуется созданием оптимальных условий для изучения определенных явлений, а также целенаправленным и контролируемым изменением этих условий.

В отличие от наблюдения, эксперимент - активный способ познания реальности, он предполагает планомерное вмешательство ученого в исследуемую ситуацию, управление ею. Если пассивное наблюдение позволяет нам ответить на вопросы "Как? Каким образом нечто происходит?", то эксперимент дает возможность найти ответ на вопрос другого рода - "Почему это происходит?"

Одно из основных понятий при описании эксперимента - переменная. Так называют любое реальное условие ситуации, которое может быть изменено. Экспериментатор манипулирует переменными, тогда как наблюдатель ждет, пока возникнет то изменение, что экспериментатор производит по своему усмотрению.

Обычно в эксперименте участвуют две группы испытуемых/экспериментальная и контрольная. В работу первой из них вводится переменная (одна или несколько), а и работу другой - не вводится. Если все остальные условия эксперимента одинаковы, а сами группы похожи по своему составу, то можно доказать, что гипотеза является истинной или ложной.

В зависимости *от условий деятельности данный метод подразделяется на лабораторный и» естественный.

Лабораторный эксперимент проводится в специально организованных условиях, отличающихся от реальных. При этом обычно применяются технические средства и специальная аппаратура. Действия испытуемых полностью определяются инструкциями.

Эксперименту такого рода присущи свои достоинства и недостатки. Вот их примерное перечисление:

1. Обеспечивается высокая точность результатов.

2. Создаются оптимальные условия для исследования психологических явлений.

3. Осуществляется почти полный контроль за всеми переменными.

4. Возможны повторные исследования в аналогичных условиях.

1. Условия деятельности испытуемых не соответствуют реальным.

2. Испытуемые знают о том, что они являются объектами исследований.

Многие значимые достижения психологической науки стали следствием использования лабораторных экспериментов. Однако далеко не всегда полученные при этом результаты поддаются правомерному переносу в окружающую действительность.

Естественный эксперимент проводится в реальных условиях при целенаправленном варьировании некоторых из них исследователем. В психологии, как правило, применяется для изучения особенностей поведения.

Естественный эксперимент, направленный на решение задач педагогики и педагогической психологии, обычно называют психолого-педагогическим.

Значительный вклад в методику организации такого рода экспериментов внес отечественный ученый Александр Федорович Лазурский (1910). К примеру, до настоящего времени используется предложенная им схема экспериментального развития психологических качеств, включающая:

- измерение проявлений особенностей личности испытуемых;

- социально-педагогическое воздействие на них в целях повышения уровня отстающих качеств;

- повторное измерение проявлений личностных свойств испытуемых;

- сравнение результатов первого и второго измерений;

-выводы об эффективности осуществленных воздействий как педагогических приемов, приведших к зафиксированным результатам.

По характеру действий исследователя различают констатирующий и формирующий эксперименты.

Первый из них предусматривает выявление существующих психических особенностей или уровней развития соответствующих качеств, а также констатацию отношений причин и последствий.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Память как высшая психическая функция
Память является одной из высших психических функций человека, тесно связанной с остальными. В самых общих чертах психологическую категорию памяти можно определить как совокупности психических процессов организации и сохранения прошлого оп ...

Методические рекомендации по развитию памяти у детей с общим недоразвитием речи
При разработке методических рекомендаций по развитию памяти детей, имеющих общее недоразвитие речи, учитывалось, что только комплексное воздействие способно помочь достичь хороших результатов, так как нарушения речи и памяти имеет тесную ...

Цель и задачи исследования
Целью исследования является модель ожидаемого конечного результата (решения проблемы), который может быть достигнут только с помощью проведения психологического исследования. Ориентация на поставленную в программе цель служит необходимым ...