Обобщение — свойство мышления и в тоже время центральная мыслительная операция. Обобщение может осуществляться на двух уровнях. Первый, элементарный уровень — соединение сходных предметов по внешним признакам (генерализация). Но познавательную подлинную ценность представляет собой обобщение второго, более высокого уровня, когда в группе предметов и явлений выделяются существенные общие признаки.
Мышление человека движется от факта к обобщению, от явления к сущности. Благодаря обобщениям человек предвидит будущее, ориентируется в конкретном. Обобщение начинает возникать уже при образовании представлений, но в полной форме воплощается в понятии. При овладении понятиями мы отвлекаемся от случайных признаков и свойств объектов и выделяем лишь их существенные свойства.
Элементарные обобщения совершаются на основе сравнений, а высшая форма обобщений - на основе вычленения существенно-общего, раскрытия закономерных связей и отношений, т.е. на основе абстракции.
Абстракция (от лат. - отвлечение) - операция отражения отдельных существенных в каком-либо отношении свойств явлений.
В процессе абстрагирования человек как бы "очищает" предмет от побочных признаков, затрудняющих его исследование в определенном направлении. Правильные научные абстракции отражают действительность глубже, полнее, чем непосредственные впечатления. На основе обобщения и абстракции осуществляются классификация и конкретизация.
Классификация — группировка объектов по существенным признакам. В отличие от классификации, основанием которой должны быть признаки, существенные в каком-либо отношении, систематизация иногда допускает выбор в качестве основания признаков мало существенных, но удобных в оперативном отношении.
На высшем этапе познания осуществляется переход от абстрактного к конкретному.
Конкретизация (от лат.— сращение) — познание целостного объекта в совокупности его существенных взаимосвязей, теоретическое воссоздание целостного объекта. Конкретизация — высший этап в познании объективного мира, теоретическое освоение действительности.
Статьи по теме:
Понятие личности в психологии. Психологическая структура личности
ЛИЧНОСТЬ— 1) индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. Личность – определяе ...
Особенности организации процесса обучения в России
В России процесс обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта зарождался под влиянием педагогических идей К. Д. Ушинского, В. П. Кащенко, которым принадлежит заслуга в создании первых учреждений для умственно отсталых детей (первый ...
Психологическое совершенствование - условие профессионального и личностного
роста специалиста
Специалист, достигший ступени своей зрелости и определенного уровня развития как индивид, личность и субъект общественного труда, развивается на основе гармоничной интеграции таких его ведущих сторон, как профессиональная деятельность, ли ...
Актуально о психологии