Понятие о мышлении и классификация явлений мышления

Материалы » Основные понятия психологии » Понятие о мышлении и классификация явлений мышления

Страница 2

В своем становлении мышление проходит две стадии: допонятийную и понятийную. Допонятийное мышление — это начальная стадия развития мышления у ребенка, когда его мышление имеет другую, чем у взрослых, организацию; суждения детей - единичные, о данном конкретном предмете. При объяснении чего-либо все сводится ими к частному, знакомому. Большинство суждений - суждения по сходству, потому что в этот период в мышлении главную роль играет память. Самая ранняя форма доказательства пример. Убеждая ребенка или что-либо, объясняя ему, необходимо подкреплять свою речь наглядными примерами. Центральной особенностью допонятийного мышления является эгоцентризм. Вследствие эгоцентризма ребенок до 5 летне может посмотреть на себя со стороны, не может правильно понять ситуации, требующие некоторого отрешения отсобственной точки зрения и принятия чужой позиции.

Эгоцентризм обусловливает такие особенности детской логики, как: 1) нечувствительность к противоречиям, 2) синкретизм (тенденция связывать все со всем), 3) трансдукция (переход от частного к частному, минуя общее), 4) отсутствие представления о сохранении количества.

При нормальном развитии наблюдается закономерная замена мышления допонятийного, где компонентами служат конкретные образы, мышлением понятийным (абстрактным), где компонентами служат понятия и применяются формальные операции.

Понятийное мышление приходит через ряд промежуточных этапов. Л.С. Выготский выделял пять этапов в переходе к формированию понятий. Первый (2-3 года) - синкретизм детского мышления. На втором этапе (4-6 лет) - наглядно-образное мышление. Связь мышления с практическими действиями хотя и сохраняется, но не является такой тесной, прямой и непосредственной, как раньше. Но еще необходимо наглядно представлять объект. Третий этап - младший школьный возраст (6—8 лет), когда ведущей деятельностью становится учение, направленное на усвоение понятий по различным предметам. Мышление является понятийно-конкретным. У подростков (9—12 лет) появляется понятийное мышление, однако еще несовершенное, поскольку первичные понятия сформированы на базе житейского опыта и не подкреплены научными данными. Совершенные понятия формируются на пятом этапе, в юношеском возрасте 14— 18 лет, когда использование теоретических положений позволяет выйти за пределы собственного опыта. Совершается переход от понятийно-конкретного к абстрактно-понятийному мышлению.

Итак, мышление развивается от конкретных образов к совершенным понятиям, обозначенным словом. С возникновением новых форм мышления старые формы не только не исчезают, а сохраняются и развиваются.

Мыслительная деятельность осуществляется в виде переходящих друг в друга мыслительных операций: сравнение - обобщение, абстракция - классификация – конкретизация. Мыслительные операции - это мыслительные действия.

Сравнение — мыслительная операция, раскрывающая тождество и различие явлений и их свойств, позволяющая провести классификацию явлений и их обобщение. Сравнение — элементарная первичная форма познания. Первоначально тождество и различие устанавливаются как внешние отношения. Но затем, когда сравнение синтезируется с обобщением, вскрываются все более глубокие связи и отношения, существенные признаки явлений одного класса. Сравнение лежит в основе стабильности нашего сознания, то дифференцированности (несмешиваемости понятий). На основе сравнения делаются обобщения.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Нарушения речи при снижении слуха
На развитии речи тугоухих (слабослышащих) детей сказывается время наступления тугоухости, степень снижения слуха, общее состояние ребенка и характер медико-педагогического воздействия в каждом конкретном случае. Даже незначительная тугоух ...

Фактор произвольной регуляции психической деятельности
Связан с работой лобных отделов мозга морфогенез и функциогенез продолжается, по данным многих исследований, до 20 – летнего возраста. В произвольную регуляцию включаются: ü Постановка целей действий в соответствии с мотивами, потре ...

Исследование оценки в психологии
Основной целью обзора исследований, связанных с изучением оценки в психологии, является не исчерпывающий и всесторонний их анализ, а демонстрация разнообразных аспектов проблемы, чтобы, с одной стороны, показать междисциплинарную значимос ...