В своем становлении мышление проходит две стадии: допонятийную и понятийную. Допонятийное мышление — это начальная стадия развития мышления у ребенка, когда его мышление имеет другую, чем у взрослых, организацию; суждения детей - единичные, о данном конкретном предмете. При объяснении чего-либо все сводится ими к частному, знакомому. Большинство суждений - суждения по сходству, потому что в этот период в мышлении главную роль играет память. Самая ранняя форма доказательства пример. Убеждая ребенка или что-либо, объясняя ему, необходимо подкреплять свою речь наглядными примерами. Центральной особенностью допонятийного мышления является эгоцентризм. Вследствие эгоцентризма ребенок до 5 летне может посмотреть на себя со стороны, не может правильно понять ситуации, требующие некоторого отрешения отсобственной точки зрения и принятия чужой позиции.
Эгоцентризм обусловливает такие особенности детской логики, как: 1) нечувствительность к противоречиям, 2) синкретизм (тенденция связывать все со всем), 3) трансдукция (переход от частного к частному, минуя общее), 4) отсутствие представления о сохранении количества.
При нормальном развитии наблюдается закономерная замена мышления допонятийного, где компонентами служат конкретные образы, мышлением понятийным (абстрактным), где компонентами служат понятия и применяются формальные операции.
Понятийное мышление приходит через ряд промежуточных этапов. Л.С. Выготский выделял пять этапов в переходе к формированию понятий. Первый (2-3 года) - синкретизм детского мышления. На втором этапе (4-6 лет) - наглядно-образное мышление. Связь мышления с практическими действиями хотя и сохраняется, но не является такой тесной, прямой и непосредственной, как раньше. Но еще необходимо наглядно представлять объект. Третий этап - младший школьный возраст (6—8 лет), когда ведущей деятельностью становится учение, направленное на усвоение понятий по различным предметам. Мышление является понятийно-конкретным. У подростков (9—12 лет) появляется понятийное мышление, однако еще несовершенное, поскольку первичные понятия сформированы на базе житейского опыта и не подкреплены научными данными. Совершенные понятия формируются на пятом этапе, в юношеском возрасте 14— 18 лет, когда использование теоретических положений позволяет выйти за пределы собственного опыта. Совершается переход от понятийно-конкретного к абстрактно-понятийному мышлению.
Итак, мышление развивается от конкретных образов к совершенным понятиям, обозначенным словом. С возникновением новых форм мышления старые формы не только не исчезают, а сохраняются и развиваются.
Мыслительная деятельность осуществляется в виде переходящих друг в друга мыслительных операций: сравнение - обобщение, абстракция - классификация – конкретизация. Мыслительные операции - это мыслительные действия.
Сравнение — мыслительная операция, раскрывающая тождество и различие явлений и их свойств, позволяющая провести классификацию явлений и их обобщение. Сравнение — элементарная первичная форма познания. Первоначально тождество и различие устанавливаются как внешние отношения. Но затем, когда сравнение синтезируется с обобщением, вскрываются все более глубокие связи и отношения, существенные признаки явлений одного класса. Сравнение лежит в основе стабильности нашего сознания, то дифференцированности (несмешиваемости понятий). На основе сравнения делаются обобщения.
Статьи по теме:
Групповая динамика в СПТ
Описанием стадий развития групп занимались целый ряд исследователей, и из этих описаний явствует, что, несмотря на специфичность содержания деятельности отдельных групп, которое значительно различается, направление и процесс развития очен ...
Понятие организационного конфликта
Понятие самого слова "конфликт" характеризуется исключительной широтой содержания и употребляется в разнообразных значениях.
Существует множество определений и толкований конфликта. Классики теоретической конфликтологии не дава ...
Социально-психологический феномен лидерства
Лидерство это искусство влияния на людей, вдохновения их на то, чтобы они по доброй воле стремились достичь неких целей.
Лидер же - это человек, который объединяет, направляет действия всей группы, принимающей и поддерживающей его действ ...
Актуально о психологии