- психодинамические;
- феноменологические;
- экзистенциально-гуманистические;
- социологические;
- интеракционистские;
- когнитивные;
- интимные;
- теотетико-системные [ 22,с.64; 8,с 123], (приложение 1).
Психодинамический подход основан на концепции З.Фрейда(1973).Первый психологический анализ одиночества опубликовал Зилбург. Он различал одиночество и уединение. Уединенность он характеризовал как "нормальное" и "преходящее умонастроение", возникающее в результате отсутствия конкретного "кого-то". Одиночество, согласно данной теории - непреодолимое постоянное ощущение, которое может проявиться в форме нарциссизма и враждебности.
Сторонники психодинамического подхода в своем анализе одиночества считают одиночество результатом ранних детских влияний на личность [15,с154].
Феноменологический подход к одиночеству близок к психодинамическому, т.к. также вытекает из клинической практики. Согласно данному подходу истоки одиночества следует искать в текущем жизненном периоде[8,с122].
Наиболее известным сторонником феноменологического направления является Карл Роджерс(1961). Его анализ основан на "Я - теории" личности. Он полагал, что общество вынуждает индивида действовать с общепринятым образцом. Это ведет к противоречию между внутренним "я" индивида и проявлениями "я" в отношении с другими людьми [19,с156].В данной теории одиночество рассматривается как проявление слабой приспособленности личности [33].
Сторонники экзистенциального подхода, ярким выразителем которого является Мустакас (1961). Он подчеркивал значение различий между "суетой одиночества" и истинным одиночеством. Суета одиночества – система защитных механизмов, которые отдаляют человека от решения существенных жизненных вопросов и побуждают человека к активности. Истинное одиночество проистекает из конкретной реальности одинаково существования и из столкновения личности с пограничными состояниями (рождение, смерть, жизненные перемены). То есть, одиночество является важным условием нашего существования и формой системы защитных механизмов. Экзистенционисты считают, что нет необходимости бороться с одиночеством, т.к. все люди изначально одиноки, нужно преодолеть страх одиночества и научиться использовать его с пользой [19,с.156;35,с.66-67].
Согласно социологическому подходу причины одиночества лежат вне индивида: в обществе, его традициях и истории. Представители данного подхода К.Боумен(1955), Д.Рисмен(1961), Ф.Слейтер(1976) оценивают одиночество не столько как нормальное или не нормальное состояние, сколько считают его нормативным общим статистическим показателем, характеризующим общество. Причины одиночества усматривают в событиях, происходящих в жизни человека в зрелом возрасте[19,с.159;26,с.68].
Представители интеракционистского подхода считают, что одиночество обусловлено как личностными, так и ситуативными факторами. Оно является продуктом их взаимодействия. Интерактивный подход различает два основных типа одиночества: эмоциональную и социальную изоляцию. Эмоциональное одиночество-результат отсутствия тесной интимной привязанности, такой как супружеская. Социальное одиночество-отсутствие значимых дружеских связей или чувства общности. Это отсутствие может быть компенсировано включением в такие взаимосвязи. Роберт.С.Вейс(1973),как главный выразитель интерактивного подхода, рассматривал одиночество как нормальную реакцию, имея в ввиду как внешние (ситуативные) так и внутренние(характерологические) его причины. Ключевым фактором формирования одиночества являются текущие события в жизни личности [19,35].
Когнитивный подход усматривает причины одиночества в когнитивных особенностях человека, на которые оказывает влияние как исторический, так и текущий опыт. Представители данного подхода Энн Пепло и ее коллеги предполагают, что одиночество наступает в том случае, когда человек осознает несоответствие между желаемым и достигнутым уровнем собственных социальных контактов[15,с.161;26,с.70].
Статьи по теме:
Психологическая характеристика подросткового возраста.
Границы – от 10-11 лет до 15-16 лет. Подростковый возраст относится к числу критических, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивидов. Этот особый статус возраста связан с с ...
Специфика обмена информацией в коммуникативном процессе
Сам процесс коммуникации понимается как процесс обмена информации, то есть во время совместной деятельности люди обмениваются между собой разными идеями, интересами, настроениями, чувствами.
При всяком рассмотрении человеческой коммуника ...
Речь леворукого ребенка
Установлено, что практически все дети-левши обладают колоссальным, почти мистическим произвольным контролем над протеканием своей психической деятельности. Кажущаяся невероятной их способность к спонтанному выстраиванию достаточно сложных ...

Актуально о психологии