Интимный подход к пониманию одиночества объясняет его причины отсутствием социального партнера, который мог бы способствовать достижению различных целей индивида. По мнению Дерлега и Маргулис (1982)одиночество наступает тогда, когда межличностным отношениям не хватает интимности, необходимой для доверительного общения. В основе данного подхода лежит предположение о том, что индивид стремится сохранить равновесие между желаемым и достигнутым уровнями социального контакта. Исследователи считают, что и внутрииндивидуальные факторы и факторы среды способны привести к одиночеству[19,с.161-162;33,с.70].
Теоретико-системный подход к проблеме одиночества сформулировал Дж.Фландерс(1982). Общедоступный подход основывается на совокупности взаимодействующих элементов, образующих систему. Фландерс оценивает одиночество как потенциально патологическое состояние, но считает его также и полезным механизмом обратной связи, которое может способствовать благополучию человека и общества. То есть системная теория подчиняет оба мотива поведения – индивидуальный и ситуативный.
Таким образом, большинство теорий определяют одиночество как неприятное переживание, от которого стремятся избавиться. Психодинамический и феноменологический подходы считают переживание одиночества патологичным. Напротив, интерактивный и когнитивный подходы считают это состояние нормальным[11,35]. Многие исследователи считают одиночество по сути извращенным и неприятным переживанием, и лишь некоторые из них рассматривают одиночество как чисто патологическую реакцию.
Данные теории подтверждают значимость понятия одиночества и способствуют прояснению этого феномена.
Также в литературе по психологии одиночества описано 4-е его измерения: космическое, культурное, социальное и межличностное [19,с33].
Одно из самых сложных измерений одиночества – космическое. Оно применяется для обозначения трех различных форм самовосприятия: постижение себя как цельной реальности, благодаря которому человек
1)соотносится с природой и космосом;
2)причастности к мистическим аспектам жизни, предельно близким к Богу;
3)веры в уникальность своей судьбы. [7,19].
Космическое одиночество присутствует там, где есть хотя бы один из этих аспектов.
Чувство одиночества, относящееся к соотнесенности человека с природой, обнаруживается не только у отдельных индивидов, оно типично и для больших групп людей. Часто данный тип одиночества обнаруживается у людей, которые занимаются экологией и восстановлением взаимоотношений человека и природы. Некоторые люди особенно одиноки, когда чувствуют свое отдаление от объекта их интереса, они тоскуют по своей земле, как другие люди могут скучать по семье или друзьям, с которыми они разлучены. Чувство утраты связи с бытием или Богом, которое является другим вариантом космического одиночества, характеризует определенную религиозную и философскую литературу, в которой человек понимается как одинокая душа, "заключенная в область земной нереальности"[17].Третий вид одиночества космического типа описан в художественной литературе и в работах У.Джеймса и К.Г.Юнга, в которых человек страдает от ощущения разъединенности своего "Я". Другой случай одиночества данного типа обнаруживается в выражении веры в то, что "каждый из нас по воле рока совершенно один"[7,19].
Одиночество в культурном измерении люди могут переживать из-за отрыва со своим культурным наследием, которое изначально было частью их жизни. Люди переживали культурное одиночество из-за эмиграции и, вследствие обширных и быстрых изменений в общественных и религиозных правах, т.е. культурные различия разрушают социальные и межличностные связи людей[15,35].
Статьи по теме:
Нарушения речи при
снижении слуха
На развитии речи тугоухих (слабослышащих) детей сказывается время наступления тугоухости, степень снижения слуха, общее состояние ребенка и характер медико-педагогического воздействия в каждом конкретном случае. Даже незначительная тугоух ...
Методы индивидуального подхода.
Несмотря на то, что учащиеся достигают лучших результатов, используя предпочитаемый ими учебный стиль, имеет смысл попробовать увеличить гибкость их реакции на внешнюю информацию, выходящую за рамки этого стиля обучения.
Существует спец ...
Межличностные отношения в «детском обществе»
В группах младших дошкольников часто наблюдается деятельность детей по типу «рядом, но не вместе». Это стадия предсотрудничества со сверстниками в процессе предметных отобразительных действий (каждый «водит» свою машинку, «укачивает свою ...
Актуально о психологии