Широко известно социальное одиночество. Самое мучительное одиночество, есть одиночество в обществе. Оно может возникнуть, когда человек чувствует свое неприятие группой, что его оттолкнули, покинули, исключили, не оценили. Этот вид одиночества чаще всего появляется, когда роли индивида не учтены; например, когда человек уволен, исключен из команды, не принят на работу. Острое социальное одиночество переживают люди на грани общества, которые нуждаются в социальной включенности. К ним относятся старики, бедняки, эксцентричные по своей природе люди и в некоторых случаях подростки и женщины[7,19,35]. Данный вид одиночества становиться преобладающим. Контакты геосинтетики офис в москве georex.ru.
Межличностное одиночество связано с ощущением, что все жизненные связи в форме межличностных отношений ослаблены или разорваны.
Одиночество может представлять угрозу для построения межличностных взаимоотношений, составляющих основу человеческого существования. Следствием одиночество межличностного типа может возникнуть расстройство личности (аномия)[7,19].
Когда одиночество возникает в 2-х и более измерениях одновременно, то стресс, вызванный одиночеством, может достичь масштабов серьезного расстройства личности, особенно когда человек не осознает значение данного стресса, вызванного одиночеством для его личностного мира, и не может бороться непосредственно с ним.
Таким образом, люди часто испытывают не просто неопределенное одиночество, существует, по крайней мере ,4-е основных типа одиночества, и многие испытывают одиночество в нескольких измерениях, не осознавая этого.
Также в литературе по проблеме одиночества высказано много всевозможных предположений о типологиях этого состояния.
Различия между типологиями проводятся по трем основным измерениям:
-оценка индивидом его социального положения,
- типа испытываемого им дефицита социальных отношений,
- временной перспективы [35,с.301].
Типология Кельбеля наиболее показательна как оценочная. Кельбель различал четыре типа одиночества:
- позитивный внутренний тип ("гордое одиночество"), переживаемое как необходимое средство для новых форм общения с другими людьми.
- негативный внутренний мир, переживаемый как отчуждение от своего "Я" и от других людей.
- позитивный внешний тип, присутствующий в ситуации физического уединения.
- негативный внешний тип, преобладающий, когда жизненные обстоятельства (смерть близких, потеря контакта) ведут к негативным ощущениям одиночества[35,с.302].
Среди типологий дефицита социальных отношений наиболее известным является работа Роберта С.Вейса. Он описывал одиночество, имея в виду социальные отношения, как привязанность, руководство и оценка. Делая различие между эмоциональным и социальным одиночеством, С.Вейс считал, это особым признаком одиночества, обусловленного эмоциональной изолированностью, бывает тревожное беспокойство, вызванное отсутствием привязанности к конкретному человеку, а особым признаком социальной изоляции является ощущение намеренного отторжения, вызванного отсутствием доступного круга социального общения.
Такая точка зрения подразумевает, что одиночество появляется в результате недостаточности социального взаимоотношения индивида, которое удовлетворяет основные социальные запросы личности. [19,33,35].
Последняя из трех указанных выше основных измерений, по которым проводятся различия типологий одиночества, касается временной перспективы одиночества, его продолжительности. Социологи Дж. Янг (1978)и его коллеги различали 3 типа одиночества:
- хроническое одиночество, развивающееся тогда, когда индивид в течении
длительного времени не может установить удовлетворяющие его социальные связи.
Статьи по теме:
Мотивация
Мотив - побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо неосознаваемое им вообще.
Термином мотивация в современной психологии обозначаются два психических явле ...
Сущность воспитания как педагогического процесса
Цель воспитания реализуется, прежде всего, через содержание общего образования и содержание воспитания как специально организованной воспитательной работы, осуществляемой педагогами и родителями.
Содержание внеклассной воспитательной раб ...
Опасность современных компьютерных технологий
С постоянным развитием компьютерных технологий растет как число людей, активно использующих компьютер в рабочих целях, так и чрезмерно увлекающихся компьютерными играми и использованием интернета, так называемых компьютерных аддиктов (под ...
Актуально о психологии