Методические рекомендации по развитию памяти у детей с общим недоразвитием речи

Материалы » Нарушения памяти у детей с общим недоразвитием речи » Методические рекомендации по развитию памяти у детей с общим недоразвитием речи

Страница 1

При разработке методических рекомендаций по развитию памяти детей, имеющих общее недоразвитие речи, учитывалось, что только комплексное воздействие способно помочь достичь хороших результатов, так как нарушения речи и памяти имеет тесную связь с развитием познавательных процессов.

При работе с детьми с общим недоразвитием речи учитываются особенности каждого ребенка (снижение объема памяти, внимания, восприятия, разный уровень речевого развития, личностные трудности, наличие возможностей). В группе есть дети как слегка отстающие от сверстников, так и несколько опережающие развитие своих сверстников.

Поэтому основной принцип работы по формированию произносительных навыков у детей, используемый нами при разработке методических рекомендаций – принцип индивидуального подхода, при этом не исключается и подгрупповая форма организации занятий, особенно на этапе подготовки артикуляционного аппарата и автоматизации звука в связной речи.

Второй важный принцип – использование компенсаторных возможностей ребенка, опора на сохранные звенья (подключение зрительного, слухового и тактильного анализаторов).

Третий принцип – рациональный подбор материала, используемого на коррекционных занятиях. Каждое занятие должно носить эмоциональный, развивающий и по возможности воспитывающий характер, быть оптимально интенсивным. Развиваться должна не только речь, но и интеллект.

Развивающее обучение проводится с учетом индивидуальности каждого и «зоны ближайшего развития». В процессе обучения формируются не только знания, умения, навыки, но и личностные особенности: самостоятельность, свобода поведения, самооценка, инициативность.

Для развития зрительной памяти детей мы предлагаем использовать систему развития памяти, разработанную И.Ю. Матюгиной и Е.И. Чакаберия [23]. Она открывает широкие возможности для коррекции отклонений в психическом развитии, базируясь на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, опирающихся у человека на целый ряд совместно работающих аппаратов коры головного мозга, каждый из которых вносит свой специфический вклад в организацию этих процессов.

Система состоит из 20 игр, развивающих образное мышление, воображение, зрительную, автобиографическую память, память на соощущения. Она представляет собой адаптированный для детей дошкольного возраста вариант игр, цель которых – развитие зрительной памяти у детей с речевыми нарушениями на комплексных логопедических занятиях.

Приведем некоторые игры из данного комплекса, адаптированные к работе с детьми ОНР второго уровня с учетом полученных в ходе исследования результатов.

Игра 1. «Найди отличия»

ЦЕЛИ

• автоматизировать звук [л] в словах;

• развивать зрительное восприятие, зрительную память;

• развивать мелкую моторику;

• формировать навыки самооценки.

ОБОРУДОВАНИЕ

Две сюжетные картинки, отличающиеся отсутствием на одной из них шести предметов, со звуком [л] в названии: булка, палка, иголки, метла, лопатка, стрелка; шесть карточек с этими же предметами; цветные карандаши; шесть белых карточек; три квадрата – фишки для самооценки красного и синего цвета.

Инструкция для ребенка:

1. Посмотри очень внимательно на картинку – 30–50 с.

2. Теперь посмотри на вторую картинку (первая закрывается) и определи, чем она отличается от предыдущей. Чего на ней не хватает?

3. На белых карточках нарисуй предметы, которые отсутствуют на второй картинке. Предметов столько, сколько карточек.

4. Нарисовал? А вот правильный ответ – на этих карточках нарисованы недостающие предметы. Сравни их со своими. Это легко сделать, разложив картинки по парам.

5. Посчитай, сколько у тебя ошибок. Если все правильно, можно оценить работу на отлично красной фишкой. Если половина или больше нарисовано правильно – синей фишкой. Это хороший результат. Если меньше трех – не очень хорошо.

6. Назови нарисованные предметы правильно, четко проговаривая звук [л].

7. Определи, твердый или мягкий звук ты произнес.

8. Определи место звука в слове – начало, середина или конец.

Для каждого звука разработан свой вариант сюжетных картинок.

Игра 2. «Непослушный щенок»

ЦЕЛИ

• автоматизировать шипящие звуки в словах;

• развивать зрительное восприятие и зрительную память; • учить ориентироваться на листе бумаги;

• развивать мелкую моторику;

• формировать навыки самооценки;

• обучать составлению рассказа.

ОБОРУДОВАНИЕ

Две картинки с изображением стола, накрытого скатертью, на одной из которых различные предметы: чашка, чайник, очки, ложка, шоколад, книжка, кувшин, на другой предметы на столе отсутствуют; нарисованный и вырезанный по контуру щенок; семь пронумерованных карточек с предметами: чашка, чайник, очки, ложка, шоколад, кувшин, книжка; цветные карандаши; фишки красного и синего цвета.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Структура развитие общения
Одна из главных тенденций подросткового возраста переориентация с общения с родителями, учителями и вообще старшими на общение с ровесниками, и это объясняется рядом причин. Во-первых, общение со сверстниками – это важный специфический к ...

Заключение.
Результаты опытно – экспериментальной работы по формированию нравственности в учебной деятельности подтвердили выдвинутую нами гипотезу. Мы пришли к выводу, что успешному формированию нравственных свойств способствуют: · Полное раскрыти ...

Мотивы и мотивационные системы
Мотив (от лат. Movere - «приводить в движение, толкать») - это: 1) фактор, побуждающий человека к деятельности и связанный с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъек ...