Методические рекомендации по развитию памяти у детей с общим недоразвитием речи

Материалы » Нарушения памяти у детей с общим недоразвитием речи » Методические рекомендации по развитию памяти у детей с общим недоразвитием речи

Страница 2

Инструкция для ребенка

1. Внимательно посмотри на картинку – 10–20 с. Запомни, какие предметы ты видишь на нарисованном столе. Где они расположены? Посмотри, что стоит ближе к тебе, что дальше, что с краю, что посередине.

2. На другой картинке (первая закрывается) ты видишь, как щенок Бобик стаскивает скатерть со стола. Вспомни, какие предметы стояли на столе, и представь, в какой последовательности они упадут.

3. Нарисуй «падающие» предметы в той последовательности, в которой они упадут со стола.

4. Сравни свои рисунки с правильными ответами-рисунками. Обращай внимание на цифру. Если карточка осталась незаполненной – это ошибка.

5. Посчитай свои ошибки и оцени свою работу фишками: красная – отлично, ни одной ошибки нет; если 1–2 ошибки – хорошо – синяя фишка; если половина ошибок или больше – можно не оценивать.

6. Назови предметы, правильно произнося все шипящие звуки.7. Определи, какой шипящий звук есть в названии предмета и где он находится – в начале слова, в середине или в конце.

8. Придумай рассказ под названием «Непослушный щенок».

Игра 3.

«Тактильные ощущения»

ЦЕЛИ

• автоматизировать шипящие и свистящие звуки;

• развивать зрительное восприятие и зрительную память;

• учить запоминать при помощи «тактильных» представлений;

• развивать мелкую моторику;

• формировать навыки самооценки.

ОБОРУДОВАНИЕ

Два рисунка ванной комнаты, на одном из которых семь предметов переставлены местами: носки, щетка, зубная паста, мочалка, порошок, шампунь и мусор в совочке; семь предметных картинок, семь чистых квадратов такого же размера; цветные карандаши; фишки красного и синего цвета.

Инструкция для ребенка

1. Посмотри на картинку. Как называется эта комната? Здесь есть различные предметы: легкие и тяжелые, мокрые и сухие, гладкие и шероховатые, теплые и холодные. Представь, что ты находишься в этой комнате и дотрагиваешься до каждого из этих предметов. Дотронулся? Закрываем картинку.

2. Вот другая картинка. Посмотри и определи, чем она отличается от предыдущей. Какие предметы переставлены местами? Тебе будет легче ответить, если вспомнишь, что ты находился в комнате и дотрагивался до предметов.

3. Нарисуй эти предметы на карточках. Посчитай, сколько их.

4. Сравни свои рисунки с рисунками-ответами.

5. Если клетка осталась незаполненной – это ошибка. Если предмет назван неправильно – это тоже ошибка.

6. Назови нарисованные предметы правильно.

7. Определи, шипящий или свистящий звук ты слышишь, когда произносишь слово.

8. Составь рассказ-описание ванной комнаты.

Игра 4. «Фотография»

ЦЕЛИ

• автоматизировать шипящие звуки в речи;

• развивать зрительное восприятие методом «фотографии»;

• развивать мелкую моторику.

ОБОРУДОВАНИЕ

Счетные палочки (не более 10 шт.); кукла Знайка; лист бумаги.

Инструкция для ребенка

1. Для этой игры нам нужны палочки. Сейчас мы бросим их на стол. У тебя мало времени, чтобы посмотреть на них. Досчитаем до трех, и я их накрою листом бумаги. Это условие игры. Ты должен сказать, сколько палочек на столе.

2. Вот как это получается у Знайки: «Когда бросают палочки на стол, а затем быстро накрывают, я не успеваю их сосчитать. Поэтому я как бы пытаюсь их сфотографировать. Я бросаю взгляд на стол и закрываю глаза… Через некоторое время появляется снимок перед глазами. На этом снимке я вижу палочки и считаю их».

3. Твои возможные ответы:

– «фотографию» не видишь, гадаешь, сколько было палочек;

– возникает «фотография», по которой ты можешь сосчитать, сколько было палочек на столе;

– сразу появляется ответ – число палочек.

4. Если не получилось – не огорчайся. Здесь нужна тренировка. Возможно, тебе помешало слишком сильное желание быстро увидеть ответ.

5. Как ты оценишь свою работу? Почему?

Игра 5. «Хорошее настроение»

ЦЕЛИ

• обучать умению составлять рассказ;

• совершенствовать звукопроизношение;

• обогащать словарный запас;

• развивать память и воображение.

ОБОРУДОВАНИЕ

Полоска бумаги, разделенная на девять клеточек; девять значков-символов (круг, квадрат, звезда, нотка, змейка, молния, снежинка, капля и т.д.) на карточках.

Инструкция для ребенка

Перед тобой девять значков. Ты уже знаешь, что при «оживлении» значки могут превращаться в яркие картинки. Они могут быть твоими воспоминаниями, приятными или не очень, веселыми или грустными.

Картинок может быть много на один значок, потому что в нашей памяти отложилось очень много всего.

Разложи в клеточках значки в таком порядке: от самого неприятного до самого приятного. И плохое настроение сразу улетучится, а останется только хорошее.Игра может использоваться в конце занятия как психогимнастика.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Гештальт-исследования проблем научения: инсайт и интеллект человекообразных обезьян
В соответствии со взглядами гештальтпсихологии на проблему восприятия, Келер интерпретировал результаты исследований поведения животных в терминах целостности ситуации и взаимосвязей между отдельными стимулами. Например, он изучал проблем ...

Соотношение понятий «обучение» и «развитие»
Развитие ребенка, человека как личности, происходит в общем контексте его жизни (С.Л. Рубинштейн). Б.Г. Ананьев определяет жизненный путь человека как историю «формирования и развития личности в определенном обществе, современника определ ...

Классификация функций невербального поведения
Мы осуществляем бесчисленное множество видов невербального поведения, некоторые из них имеют отношение к общению, некоторые - нет. Каждый из них имеет тем не менее свою причину и несет свой собственный, присущий ему смысл или сообщение, к ...