Нравственное развитие личности и понимание ситуаций морального выбора

Материалы » Нравственное развитие личности и понимание ситуаций морального выбора

Как ни разнообразны компоненты наших представлений о себе, они обычно, так или иначе, группируются по оси "хороший - плохой", за которой стоит нравственная альтернатива добра и зла. Как же складывается и функционирует система нравственного саморегулирования личности, ее моральное "Я"?

Вопрос этот, одинаково важный для психологов и этиков, распадается на три проблемы: каковы основные стадии формирования и развития морального "Я"? Как соотносятся в нем знания, чувства и поведение? Является ли моральное сознание субстанциально единым или парциальным, зависящим от особенностей ситуации действия и ее интерпретации субъектом?

Актуальность выбранной темы: «Нравственное развитие личности и понимание ситуаций морального выбора» обусловлена той ролью, которая играет существенное значение на данном этапе трансформации современного российского общества.

Сложные социально-экономические условия перестройки общественного сознания оказывают влияние на формирование моральной ориентации в развитии личности, и тем самым усугубляют итак непростую ситуацию выбора для любой личности.

Освещение данной проблемы даст возможность раскрыть основные положение ситуации морального выбора и нравственного развития личности.

Указанные обстоятельства определили выбор темы исследования и основные направления ее разработки.

Разработанность проблемы:

Условия, факторы, закономерности морального развития личности были исследованы в работах Ж.Пиаже, Л.Кольберга, П.Айзенберг, Д.Реста, К.Гиллиган, Д.Кребса, Э.Хиггинс, Э.Туриэля, К.Хслкама, Л.И.Божович, С.Г.Якобсон, Б.С.Братуся, С.Н.Карповой, А.И.Подольского, Е.В.Субботского и др.

В психологии морального развития традиционно выделяют два основных принципа, лежащих в обосновании морального выбора: принцип справедливости, ориентированный на когнитивные составляющие морального сознания, и принцип заботы, основанный на сочувствии и сопереживании другому человеку. Нормативный когнитивно-структуралистский подход провозгласил ведущим принципом морального поведения принцип справедливости и сосредоточил внимание на изучении когнитивной составляющей морального сознания, – Ж.Пиаже, Л.Кольберг.

Альтернативой нормативному когнитивному подходу стал эмпатийный подход К.Гиллиган, где принцип заботы, эмпатичсская ориентация на нужды и потребности, чувства и переживания другого человека является основополагающим. Концепция Дж. Рсста направлена на интеграцию достижений в области исследований морального развития (Миннесотский подход). Структура морального поведения, согласно Дж.Ресту включает четыре компонента: моральную чувствительность, моральное мышление и моральные суждения, моральную мотивацию и моральный характер. Эмпатия как способность эмоционального сопереживания другому человеку, рассматривается основной регулятор моральных суждений и поведения человека в исследованиях: К.Гиллиган, П.Айзенберг, Д.Кребс, М.Хоффман. Новизна подхода Айзенберг П., предложившей периодизацию развития просоциального и морального поведения в том, что когнитивный и эмоциональный компоненты рассматриваются как взаимодействующие составляющие любого акта просоциального поведения. Большинство эмпирических исследований подтверждают, что с возрастом и с развитием способностей к преодолению эгоцентризма возрастает уровень связи эмпатии и альтруистического поведения. Однако связь эмпатии с предпочтением ориентации па принцип справедливости или на принцип заботы еще не изучена.

Статьи по теме:

Кинесика
Кинесика представляет собой совокупность жестов, поз, телод­вижений, используемых при коммуникации в качестве дополнительных выразительных средств общения. Этот термин был предложен для изучения общения посредством движений тела. Кин - ме ...

Методы осуществления целостного педагогического процесса.
Систему воспитательных и образовательных средств, характеризующих совместную деятельность педагогов и учащихся, называют методом воспитания либо методом обучения. Для должного функционирования педагогического процесса нужно, как минимум, ...

Закономерности и движущие силы психического развития ребенка
Закономерности проявляются во всех сферах психики и сохраняются на протяжении всего онтогенеза. 1. Неравномерность и гетерохронность психического развития. Каждая психическая функция обладает особым темпом и ритмом становления, одни иду ...