Структура психики человека

Материалы » Основные понятия психологии » Структура психики человека

Страница 1

Психика сложна и многообразна по своим проявлением. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений: 1) психические процессы; 2) психические состояния; З) психические свойства.

Психические процессы — динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений.

Психический процесс — это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющегося в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно с вязан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека.

Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.

Все психические процессы подразделяются на познавательные - к ним относятся ощущения и восприятия, внимание и память, мышление и воображение; эмоциональные — активные и пассивные переживания; волевые решение, исполнение, волевое усилие и т.д.

Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.

Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Каждый человекежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом — трудно и неэффективно.

Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т.п.).

Подразделяются на: 1) мотивационные - основанные на потребностях установки, желания, интересы, влечения, страсти; 2) состояния организованности сознания (внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности); 3) эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, стресс, аффект, грустное, печальное, гневное, раздражительное); 4) волевые (инициативность, решительность, настойчивость). Интересные исследования об особом, творческом, состоянии личности - вдохновении.

Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности.

Под психическими свойствами человека понимают типичные для данного человека особенности его психики, особенности реализации его психических процессов.

Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно является результатом отражательной и практической деятельности.

Психические свойства синтезируются и образуют сложные структурные образования личности:

1)направленность личности (система потребностей, интересов, убеждений, идеалов); 2) темперамент (система природных свойств личности подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности, характеризующая динамическую сторону поведения); 3) способности (система интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющая творческие возможности личности); 4) характер как система отношений и способов поведения.

Индивидуальность личности зависит от отношений отдельных полушарий мозга (впервые эксперимент Р.Сперри 60-е годы 20 века).

У правшей левое полушарие ведает не только речью, но и письмом, счетом, вербальной памятью, логическими рассуждениями. Правое полушарие обладает музыкальным слухом, легко воспринимает пространственные отношения, разбираясь в формах и структурах лучше левого, умеет опознать целое по части. Одну и ту же задачу оба полушария решают с разных точек зрения, а при выходе из строя одного из них нарушается и функция, за которую оно отвечает. Психологи неодобрительно относятся к переучиванию левшей: стопроцентных правшей из них все равно не выходит, а специализация полушарий может ослабнуть.

Центры речи в левом полушарии развиваются главным образом не от говорения, а от писания.

Существует прямая связь между степенью асимметрии полушарий и умственными способностями. Трудовые навыки, речь, мышление, память, внимание, воображение - все это стало развиваться так бурно и так продуктивно у человека благодаря пластичности его мозга и врожденной предрасположенности полушарий к разделению обязанностей.

Именно специализация полушарий и позволяет человеку рассматривать мир с двух различных точек зрения, познавать его объекты, пользуясь не только словесно-грамматической логикой, но и интуицией с ее пространственно-образным подходом к явлениям и моментальным охватом целого. Специализация полушарий как бы порождает мозгу двух собеседников и создает физиологическую основу для творчества.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Методы осуществления целостного педагогического процесса.
Систему воспитательных и образовательных средств, характеризующих совместную деятельность педагогов и учащихся, называют методом воспитания либо методом обучения. Для должного функционирования педагогического процесса нужно, как минимум, ...

Индивид. Социализация
Индивид – это также понятие о человеке в биологическом аспекте. Но это понятие подразумевает биологическую основу развития личностных и индивидуальных качеств. Ведь сознание, речь, характер, способности не передаются, как генетическая нас ...

Воля
Воля - сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Воля нужна при выборе цели, принятии решен ...