Возникновение психологической науки

Материалы » Основные понятия психологии » Возникновение психологической науки

Страница 1

Психология (рsyche-душа, logos-учение, наука) изучает мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком.

Предмет и задач и психологии в разные времена и разными учеными мыслились по-разному.

С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. В философских учениях древности уже затрагивались некоторые психологические аспекты.

Первые представления о психике были связаны с анимизмом (лат. анима-дух, душа)- древнейшими взглядами, согласно которому всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами.

Согласно древнегреческому философу Платону (427- 347 гг. до н.э.), душа у человека существует, прежде чемона вступаете соединение с телом. Она есть образ, и истечение мировой души. Душевные явления подразделяются Платоном на разум, мужество (в современном понимании – воля и вожделения (мотивация)). Разум размещается в голове, мужество в груди, вожделение в брюшной полости. Гармоническое единство разумного начала, благородных стремлений и вожделения придает целостность душевной жизни человека. Платон дает такой перечень чувств гнев, страх, желание, печаль, любовь, ревность, зависть.

Великий философ Аристотель в трактате «О душе» выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Душа, психика проявляется в различных способностях деятельности: питающей, чувствующей, движущей, разумной; высшие способности возникают из низших и на их основе. Познавательная первичная способность человека — ощущение, оно принимает формы чувственно воспринимаемых предметов базих материи, подобно тому как «воск принимает оттиск печати без железа и золота». Ощущения оставляют след в виде представлений — образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Сохранение и воспроизведение ощущений дает память. Мышление характеризуется составлением общих понятий, суждений и умозаключений. Особой формой интеллектуальной активности является «нус» (разум), привносимый извне в виде божественного разума.

Под церковным влиянием, характерным для средневековья, утвердилось представление, что душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия. Человеческому суждению может поддаваться лишь внешняя сторона души, которая обращена к материальному миру. Величайшие таинства души доступны лишь в религиозном (мистическом) опыте. В средние века накапливается конкретный материал об анатомо-физиологических особенностях организма как одной из основ психики. От арабских мыслителей 1Х-ХПвв. Авиценны и Аверроэса. Немецкие схоласты Р.Гоклениус и О.Кассман впервые ввели термин "психология" (1590).

С ХVII века начинается новая эпоха в развитии психологического знания (умозрительная). Она характеризуется попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с общефилософских, умозрительных позиций, без необходимой экспериментальной базы. Р.Декарт(1596-1650) считает, что между душой человека и его телом полнейшее различие: тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим. Однако душа способна производить в теле движения. Это противоречивое дуалистическое учение породило психофизическую проблему: как связаны между собой телесные и психические процессы в человеке? Декарт заложил основы детерминистской концепции поведения с ее центральной идеей рефлекса как закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическое раздражение.

Попытку вновь соединить тело и душу человека, разделенные учением Декарта, предпринял голландский философ Б.Спиноза (1632-1677). Нет особого духовного начала, оно всегда есть одно из проявлений протяженной субстанции (материи). Душа и тело определяются одни ми и те ми же материальны ми причинами. Спиноза полагал, что такой подход дает возможность рассматривать явления психики с такой же точностью и объективностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме: