Особенности "я-концепции" одиноких пожилых людей

Материалы » Особенности "я-концепции" одиноких пожилых людей

Одной из наиболее важных и очевидных причин необходимости изучения особенностей пожилого возраста является резкое увеличение продолжительности жизни у большей части населения. В настоящее время демографическое старение населения – явление, которое быстро распространяется по всему миру. По мнению президента Геронтологического общества профессора В.М.Анисимова, в ближайшие 10 лет Россию ожидает взрывное увеличение числа лиц старше 75 лет[18,с.50].К 2010 г. численность граждан пожилого возраста увеличиться по сравнению с 2004 г. почти на 1млн., к 2015 – на 3млн. К 2010г. доля старших лиц старших возрастов увеличиться до 21,9%, к 2016 – до 24,5%. В Вологодской области насчитывается 273,5 тыс.(21% от общей численности населения) лиц старше трудоспособного возраста[24].В целом по России численность пожилых людей составляет более четверти населения. Это тысячи людей, которых на пороге поздней зрелости ожидают различные проблемы, с которыми они чаще всего остаются один на один.

Не последней из таких проблем, и к тому же тяжело переживаемой является одиночество. Каким образом одиночество влияет на жизнь старого человека, на его поведение и его представление о себе?

Поведение человека всегда, так или иначе, соотносится с его представлением о самом себе, тем, каким он должен или хотел бы быть. "Образ Я" включает в себя социальные компоненты, источником которых является взаимодействие человека с другими людьми. "Я-концепция" формируется под воздействием различных внешних влияний, которые испытывает человек. Особенно важными являются контакты со значимыми другими, которые, в сущности, и определяют представление человека о самом себе. Наше "Я" является отображением представлений о самом себе. Каждый из нас имеет представления о своем теле, своих психических свойствах, моральных качествах, конкретное содержание и значимость которых изменяется в зависимости от социальных и психологических условий и состояний. Почти все эти представления соотносятся с ролевыми характеристиками, с той социальной группой, к которой человек принадлежит. Каковы особенности таких представлений у пожилых людей, ведущих одинокий образ жизни? Насколько их "Я- концепция" позитивна или негативна?

Статьи по теме:

Основные методы исследования готовности детей к школьному обучению
Определение понятия «готовность ребенка к школе» Поступление ребенка в школу - чрезвычайно ответственный момент как для самого ребенка, так и для его родителей. Ведь с поступлением в школу наступает совершенно новый этап жизни ребенка. И ...

Связь образа «Я» с профессионально важными качествами
А.А. Деркач и Н.В. Кузьмина, раскрывая понятие о профессионализме личности и определяя профессионально важные качества личности как «проявление психологических особенностей личности, необходимых для усвоения специальных знаний, способност ...

Понятие о мышлении и классификация явлений мышления
Познавая и преобразуя мир, человек выявляет устойчивые, закономерные связи между явлениями. Закономерности, внутренние связи явлений отражаются в нашем сознании опосредованно - во внешних признаках явлений человек распознает признаки внут ...