Индивидуальные различия и стили мышления

Материалы » Мышление как центральное звено процесса учения » Индивидуальные различия и стили мышления

Страница 1

Индивидуальные различия проявляются в качествах мышления:

- широта – способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время необходимых для дела частностей;

- глубина – умение проникать в сущность сложных вопросов;

- самостоятельность – умение выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей;

- гибкость – нескованность закрепленными в прошлом приемами и способами решения задач, умение быстро менять действия при изменении обстановки;

- быстрота – способность быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение;

- торопливость – поспешное решение вопроса без всестороннего обдумывания, выхватывание какой-то одной стороны проблемы;

- критичность – умение объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые предположения и выводы.

Индивидуальные стили мышления:

- синтетический - стремление создать что-то новое, оригинальное на основе обобщения разных подходов и идей; теоретическое мышление;

- идеалистический – склонность к интуитивным, глобальным оценкам без осуществления детального анализа проблем;

- прагматический – опора на непосредственный личный опыт, использование легко доступных материалов и информации, стремление как можно быстрее получить конкретный результат;

- аналитический – систематическое и всестороннее рассмотрение вопроса на основе сбора большого объема информации и использования глубоких теорий;

- реалистический – ориентация на признание фактов, конкретность, установка на исправление, коррекцию ситуаций в целях достижения определенных результатов.

4. Активизация процессов мышления в учебной деятельности

Развитие мышления ребенка происходит постепенно и проходит через последовательные ступени интеллектуального развития – наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.

В своем становлении мышление проходит две стадии: допонятийную и понятийную.

Допонятийное мышление – это начальная стадия развития мышления у ребенка, когда его мышление имеет другую, чем у взрослых, организацию; суждения детей – единичные, о данном конкретном предмете. При объяснении чего-либо все сводится ими к частному, знакомому. Центральной особенностью допонятийного мышления является эгоцентризм (не путать с эгоизмом). Вследствие эгоцентризма ребенок до 5 лет не может посмотреть на себя со стороны, не может правильно понять ситуации, требующие некоторого отрешения от собственной точки зрения и принятия чужой позиции (Л.Д. Столяренко).

Эгоцентризм обусловливает такие особенности детской логики, как:

1) нечувствительность к противоречиям,

2) синкретизм (тенденция связывать всё со всем),

3) трансдукция (переход от частного к частному, минуя общее),

4) отсутствие представления о сохранении количества.

При нормальном развитии наблюдается закономерная замена допонятийного мышления, где компонентами служат конкретные образы, мышлением понятийным (абстрактным), где компонентами служат понятия и применяются формальные операции.

В течение всего периода школьного обучения перед ребенком выступает уже готовая, сложившаяся, известная система знаний, понятий и т.д., открытых и выработанных человеком в ходе всей предшествующей истории. Но то, что известно человечеству и не является для него новым, неизбежно оказывается вначале неизвестным и новым для каждого ребенка. Поэтому усвоение всего исторически накопленного богатства знаний требует от ребенка больших усилий мышления, серьезной творческой работы, хотя он осваивает уже готовую систему понятий, причем осваивает под руководством взрослых. Следовательно, тот факт, что дети усваивают уже известные человечеству знания и делают это с помощью взрослых, не исключает, а, наоборот, предполагает необходимость самостоятельного мышления у самих детей. Иначе усвоение знаний будет чисто формальным, поверхностным, бездумным, механическим. Таким образом, мыслительная деятельность – необходимая основа для усвоения знаний детьми.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Гендерные различия в особенностях восприятия аудиорекламы
Движение жизни, научно-технический прогресс, социально и экономическое развитие общества диктуют нам новые правила существования в мире общественных, информационных, политических, экономических и остальных связей и весьма стремительно. Ещ ...

Общая характеристика мотивационной сферы личности
Одним из важнейших понятий психологии мотивации является понятие «мотивационная сфера» личности (точнее — мотивационная система). Мотивация—система факторов, определяющих поведение человека; характеристика процесса, который стимулирует и ...

Виды мышления
Мышление человека включает в себя мыслительные операции различных видов и уровней. Рассмотрим основные виды мышления. Теоретическое понятийное мышление – это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи непосредств ...