Реактивные состояния у детей и подростков с различными формами умственной отсталости

Материалы » Невротические расстройства, психогенные реакции у умственно отсталых детей и подростков » Реактивные состояния у детей и подростков с различными формами умственной отсталости

Будучи аффективно неустойчивыми, возбудимыми, утомляемыми и истощаемыми, а также обладая целым рядом особенностей в мышлении и деятельности, дети с астенической формой умственной отсталости сравнительно легко дают психогенные реакции. В ряду влияний среды, которые вызывают эти реакции, — утрата близких, неуспеваемость в школе, перевод в другое учебное заведение, переезд, непрекращающиеся конфликты в семье или з коллективе сверстников. Умственно отсталые подростки оказываются более ранимыми, чем дети других возрастов. Симптоматика реакций у них развертывается в течение нескольких суток. Иногда уже на 2-3-й день больные становятся спокойнее и ровнее в поведении. Некоторые из детей в первую неделю еще неустойчивые, легко возбудимые, плаксивые, но и их состояние в течение короткого времени полностью нормализуется. Психогенные реакции протекают различно. Всех больных с кратковременными психогенными реакциями по особенностям клинической картины можно условно разделить на три типа. У части больных возникают дисфорические состояния, сопровождающиеся двигательным возбуждением. На высоте аффекта у одних появляются суицидальные мысли, а у других — стремление к разрушениям или агрессии.

У другой части умственно отсталых в связи с жизненными трудностями появляются астено-депрессивные состояния. Возникающие суицидальные намерения — значительно серьезнее.

Для третьей части характерны поведенческие расстройства с меньшими аффективными расстройствами. Нарушения их поведения заключаются либо в уходах от трудностей жизни (побегах), либо — в демонстративных угрозах убить себя и резком двигательном возбуждении.

Реактивные состояния у детей и подростков со стенической формой умственной отсталости.

У детей и подростков со стенической формой умственной отсталости кратковременные психогенные реакции проявляются, главным образом, в нарушениях поведения: побегах, аффективном возбуждении и двигательном беспокойстве. Большинство из них угрожает покончить жизнь самоубийством или даже, что чаще, демонстративно совершают суицидальные попытки. У меньшей части отмечаются либо неглубокие и кратковременные периоды снижения настроения, либо псевдодеменция. Эти реакции всегда заканчиваются благоприятно, и их продолжительность редко превышает несколько недель.

Реактивные состояния у детей и подростков с атонической фазой умственной отсталости.

Ее особенность в том. что в клинической картине на первое место выступало усиление присущих больному черт личности, имевших место до болезни, и в меньшей мере — аффективные расстройства (тревога, возбуждение).

Статьи по теме:

Диагностика конфликта в социальной психологии. Методика разрешения конфликта
Можно ли достичь такого уровня личностного развития, когда человек сам, без чьей либо помощи может справиться со своими трудностями и обучиться методам эффективного разрешения конфликтов? Психолог А. Минделл считает, что да. Он предлагает ...

Ощущение
Процесс ощущения возникает вследствие воздействия на органы чувств различных материальных факторов, которые называются раздражителями, а сам процесс этого воздействия - раздражением. Раздражение вызывает еще один процесс-возбуждение. Таки ...

Понятие взаимодействия в социальной психологии. Типы взаимодействий
В истории социальной психологии существовало несколько попыток описать структуру взаимодействия. Основной идеей осуществления такого описания – было фиксирование некоторых компонентов взаимодействия: люди, их связь, взаимодействия друг на ...