Интеллект

Мышление человека » Интеллект

Страница 1

Совокупность всех критериев оценки мыслительного процесса порождает такое понятие как интеллект.

Рассмотрим некоторые определения интеллекта.

1) Интеллект –

общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей.

2) Интеллект –

достигнутый к определённому возрасту уровень психического развития, который проявляется в сформированности познавательных функций, а также в степени усвоения умений и знаний.

Исходя из этих определений, сделаем вывод, что интеллект является понятием, обобщающим мышление и все познавательные процессы. Понятие является абстрактным и невозможно судить об интеллектуальных способностях человека по конкретной деятельности или ситуации. Необходимо взять во внимание определённый период жизнедеятельности человека, который включает в себя: ситуации, действия, сферы жизнедеятельности. Интеллект связан с понятием умственного развития.

Под умственным развитием

понимается совокупность как знаний, умений, так и умственных действий, сформировавшихся в процессе приобретения этих умений и знаний. Наиболее общей характеристикой уровня умственного развития является подготовленность функционирования мышления в пределах возрастного социально-психологического норматива (СПН). То есть уровень умственного развития должен отражать наиболее типичные, общие, характерные для данного социума особенности мыслительной деятельности, касающиеся как объема и качества знаний и умений, так и запаса определенных умственных действий.

При исследовании структур интеллекта во внимание принимают следующие основания:

· опознание и понимание предъявленного материала по различным признакам;

· конвергентная продуктивность – поиск решения в одном направлении с целью получения единственного правильного ответа;

· дивергентная продуктивность – поиск решения в различных направлениях с целью получения нескольких в равной мере правильных ответов;

· контроль и оценка – суждения о правильности, логичности заданной ситуации;

· конкретные предметы или их изображения;

· поведения, действия, поступки другого человека и свои собственные;

· единицы объектов, на которые направлена интеллектуальная деятельность человека;

· классы объектов на которые направлена интеллектуальная деятельность человека;

· трансформация и преобразование заданного материала;

· прогноз результата или импликация: что произойдёт, если…

Интеллект рассматривается в психологии как: система психологических механизмов, которые обуславливают возможность построения “внутри” индивида субъективной картины происходящего. Интеллект, как понятие очень обширно и требует отдельного толкования с точки зрения интеллектуальной психологии.

Процесс формирования умственных действий, по П.Я. Гальперину.

1. Ознакомление с составом будущего действия в практическом плане, а также с требованиями, которым оно должно соответствовать. Является ориентировочной основой будущего действия.

2. Выполнение заданного действия во внешней форме в практическом плане с реальными предметами или их заменителями. Освоение этого внешнего действия идёт по всем основным параметрам с определённым типом ориентировки в каждом.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Общие свойства сенсорных систем
Основными свойствами сенсорных систем являются: 1) рецепция раздражителя и формирование рецепторного потенциала действия, 2) формирование потенциала действия сенсорного волокна и его дальнейшее проведение к сенсорным ядрам, 3) перцепция с ...

Современные подходы к феномену лидерства
Из всех итогов предыдущих исследований следует главный вывод: понимание феномена лидерства невозможно без анализа взаимодействия лидера и группы. Первыми это поняли К. Левин, Р. Липпит и Р.Уайт, когда провели ряд исследований психологичес ...

Мотивационная сфера психики
Одной из проблем, активно исследуемых современной психологией, является проблема мотивации человеческого поведения и деятельности. Сущность проблемы заключается в том, чтобы изучить побудительные силы, благодаря которым включается психиче ...