Совокупность всех критериев оценки мыслительного процесса порождает такое понятие как интеллект.
Рассмотрим некоторые определения интеллекта.
1) Интеллект –
общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей.
2) Интеллект –
достигнутый к определённому возрасту уровень психического развития, который проявляется в сформированности познавательных функций, а также в степени усвоения умений и знаний.
Исходя из этих определений, сделаем вывод, что интеллект является понятием, обобщающим мышление и все познавательные процессы. Понятие является абстрактным и невозможно судить об интеллектуальных способностях человека по конкретной деятельности или ситуации. Необходимо взять во внимание определённый период жизнедеятельности человека, который включает в себя: ситуации, действия, сферы жизнедеятельности. Интеллект связан с понятием умственного развития.
Под умственным развитием
понимается совокупность как знаний, умений, так и умственных действий, сформировавшихся в процессе приобретения этих умений и знаний. Наиболее общей характеристикой уровня умственного развития является подготовленность функционирования мышления в пределах возрастного социально-психологического норматива (СПН). То есть уровень умственного развития должен отражать наиболее типичные, общие, характерные для данного социума особенности мыслительной деятельности, касающиеся как объема и качества знаний и умений, так и запаса определенных умственных действий.
При исследовании структур интеллекта во внимание принимают следующие основания:
· опознание и понимание предъявленного материала по различным признакам;
· конвергентная продуктивность – поиск решения в одном направлении с целью получения единственного правильного ответа;
· дивергентная продуктивность – поиск решения в различных направлениях с целью получения нескольких в равной мере правильных ответов;
· контроль и оценка – суждения о правильности, логичности заданной ситуации;
· конкретные предметы или их изображения;
· поведения, действия, поступки другого человека и свои собственные;
· единицы объектов, на которые направлена интеллектуальная деятельность человека;
· классы объектов на которые направлена интеллектуальная деятельность человека;
· трансформация и преобразование заданного материала;
· прогноз результата или импликация: что произойдёт, если…
Интеллект рассматривается в психологии как: система психологических механизмов, которые обуславливают возможность построения “внутри” индивида субъективной картины происходящего. Интеллект, как понятие очень обширно и требует отдельного толкования с точки зрения интеллектуальной психологии.
Процесс формирования умственных действий, по П.Я. Гальперину.
1. Ознакомление с составом будущего действия в практическом плане, а также с требованиями, которым оно должно соответствовать. Является ориентировочной основой будущего действия.
2. Выполнение заданного действия во внешней форме в практическом плане с реальными предметами или их заменителями. Освоение этого внешнего действия идёт по всем основным параметрам с определённым типом ориентировки в каждом.
Статьи по теме:
Организационные аспекты пснхокоррекцнонных технологий
Эффективность психокоррекционных воздействий в значительной степени зависит от:
• формы проведения работы;
• подбора и комплектации групп;
• продолжительности и режима занятий.
Традиционно выделяют две формы проведения занятий - индив ...
Техники эмоционального влияния.
5.1 Прием установления неформальной деловой атмосферы.
Возможен личный контакт во внеслужебное время. Это сближает членов коллектива и создает творческую атмосферу.
5.2 Прием "Имя собственное".
Для каждого человека его собств ...
Концепция жизнетворчества (Л.В. Сохань)
В основу концепции, созданной коллективом украинских ученых под руководством Л.В. Сохань, положено представление о жизни человека как творческого процессе. Личность рассматривается как субъект жизни, в основе существования которого лежит ...
Разделы