Психологическая помощь на разных этапах развода

Материалы » Ненормативный кризис семьи: развод » Психологическая помощь на разных этапах развода

Страница 9

Немецкий психолог А. Ленц разработал конкретную схему анализа сети в рамках консультативной работы.

1. В процессе консультирования клиенту предлагают углубленно рассмотреть сеть социальных отношений. Карта сети позволяет сделать наглядными отношения и их структуру.

2. Перед клиентом лежит лист бумаги, на котором в изобилии изображены концентрические круги. В центре внутреннего круга стоит слово «я».

3. Он должен сделать первый шаг: представить себе людей, с которыми чувствует себя особенно тесно связанным, без которых ему трудно. Эти люди группируются в первом круге вокруг «я».

4. Затем его спрашивают о людях, которые так важны в его жизни, но с ними он менее связан, чем с людьми из первого круга. Эти лица размещаются дальше, в более удаленных кругах.

5. В конце размещают людей, с которыми социальные контакты установлены, существуют, но эмоциональные связи слабее или более дистанцированы. Это могут быть коллеги по работе, соседи, знакомые из группы досуга, объединения или организации, с которыми был связан клиент.

6. В заключение при составлении карты сети особыми значками отмечаются те, кто связан с поставленными проблемами, с кем отношения особенно конфликтны или развивались напряженно.

7. Эта визуальная реконструкция служит основой для общего анализа структуры отношений, анализ нередко продолжается на последующих консультациях. В диалоге, который сопровождается интенсивным выражением чувств, могут быть затронуты следующие комплексы тем

• Вид отношений (семья, родственники, подруги, коллеги по работе).

• Структура социальной сети (состав и объем, плотность сети отношений, частота, множественность контактов и т.д.).

• Качественные изменения отношений в последние годы (одни отношения с появлением проблем становятся интенсивнее, другие ослабевают или полностью разрушаются. От кого вы отдалились? С кем установили новые или восстановили старые связи)

• Желания, стремления (иметь более интенсивные контакты с определенными людьми, иметь взаимные интересы, тесные, доверительные отношения и эмоциональную безопасность).

• Опыт отношений (зависимость, контроль, вмешательство, нанесение ущерба, искренность, внимание и интерес).

• Степень удовлетворенности отношениями в сети (общая оценка контакта; напряженность, конфликтность), доступность членов сети.

8. Анализ ресурсов поддержки в сети.

• Возможность располагать социальной поддержкой (Есть ли к кому клиенту обратиться с проблемами? К кому? Как часто это происходит?).

• Формы получаемой помощи (например, эмоциональная и ежедневная практическая помощь).

• Значимость неформальной поддержки (Соответствовала ли форма помощи потребностям? Каковы различия в оказании поддержки?).

• Желания и ожидания при оказании поддержки.

• Степень обоюдности, взаимности в неформальных отношениях помощи (Ищут ли члены сети у клиента совета и помощи?).

9. Ресурсы сети клиента и готовность использовать их (Что представляет собой опыт использования сети? Каких реакций клиент ожидает или боится? Какие чувства он испытывает, обращаясь за помощью?).

Понимание и визуализация того определения, в котором живет человек, стимулирует его к более интенсивному критическому анализу своих социальных отношений, активизирует желание воспользоваться ресурсами поддержки своего социального поля.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10

Статьи по теме:

Основы логики: понятия по объему и умозаключения
Понятие – это форма мышления, которая обозначает какой-либо объект или его свойство. Например, один объект мы называем горой, другой – небесным телом, третий – растением; одно свойство или признак мы называем мужеством, другой – хитростью ...

Конфиденциальность
Конфиденциальность, неразглашение или долг молчания консультанта по отношению к третьим лицам – важнейший принцип работы консультанта. Несоблюдение этого принципа ведет к полному краху доверия пациента к консультанту и делает его работу б ...

Интонация и тембр голоса
Умеющий слушать, как и тот, кто читает между строк, понимает больше, чем значат слова говорящего. Он слышит и оценивает силу и тон голоса, скорость речи. Он замечает отклонения в построении фраз, как, например, незаконченность предложений ...