Развитие познания в истории человеческого общества

Материалы » Необходимость изучения психологии и педагогики: в поисках смысла » Развитие познания в истории человеческого общества

Страница 1

Знание является результатом процесса познания, который имеет свою структуру и этапы, связанные с этапами развития человеческого общества. Вместе с развитием практической деятельности людей, с ее усложнением развивается и человеческое познание

. Будучи поначалу естественным элементом человеческой жизни, основу которой составляет практически-преобразовательная деятельность людей, познание на определенном этапе развития общества обособляется в специализированное духовное и научное производство.

На ранних этапах истории человечества существовало обыденно-практическое познание, связанное с элементарными сведениями о природе, о самих людях, условиях их жизни, социальных связях и пр. Полученные на основе опыта повседневной жизни, практики людей знания носят хотя и прочный, но хаотический, разрозненный характер, представляя собой простой набор сведений, правил и т.д.

Важную роль на начальном этапе истории человечества играло мифологическое познание, представляющее собой фантастическое отражение реальности, бессознательно-художественную переработку природы и общества народной фантазией.

В рамках мифологии вырабатывались определенные знания о природе, космосе, о самих людях, формах их бытия и т.д.; уже в рамках мифологии зарождается художественно-образная форма познания, которая в дальнейшем получила наибольшее развитие в искусстве.

Одними из древних форм познания, генетически связанными с мифологией, являются философское и религиозное познание.

Как особый вид можно выделить научное познание, во многом противостоящее религиозному познанию мира. Об их особенностях мы поговорим в дальнейшем при обсуждении проблемы мировоззрения человека.

В середине XIX века О. Конт, основатель позитивизма, предложил концепцию развития человеческого знания. Он рассматривал три последовательно сменяющие одна другую формы знания:

религиозное

- основанное на традиции и индивидуальной вере;

философское

- основанное на интуиции автора той или иной концепции, рациональное и умозрительное по своей сути;

позитивное

- научное знание, основанное на фиксации фактов в ходе целенаправленного наблюдения или эксперимента.

На сегодняшний день, очевидно, что эти формы знания существуют и развиваются параллельно, как существуют одновременно в живой природе различные виды растений и животных.

Знания как основной элемент содержания общего образования

Знания как основной элемент содержания общего образования - это результат познания действительности, законов развития природы, общества и мышления. В них выражается обобщенный опыт людей, накопленный в процессе социально-исторической практики.

Содержание образования включает в себя следующие виды знаний:

основные понятия и термины, отражающие как повседневную действительность, так и научные знания;

факты повседневной действительности и науки, необходимые для доказательства и отстаивания своих идей;

основные законы науки, раскрывающие и отношения между разными объектами и явлениями действительности;

теории, содержащие систему научных знаний об определенной совокупности объектов, о взаимосвязях между ними и о методах объяснения и предсказания явлений данной предметной области;

знания о способах научной деятельности, методах познания и истории получения научного знания;

оценочные знания, знания о нормах отношений к различным явлениям жизни, установленным в обществе.

Названные виды знаний отличаются друг от друга функциями в обучении, а также используемыми технологиями. Основные функции знаний могут быть сведены к следующим:

средство создания общей картины мира,

инструмент познавательной и практической деятельности,

основа целостного научного мировоззрения.

Рациональное и чувственное познания действительности

Для психологов и педагогов особенно важными является различение чувственного и рационального познаний

. Главные элементы чувственного познания:

ощущения,

восприятия,

представления,

эмоции.

С точки зрения психологии, ощущение

представляет собой простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Общая характеристика общения
Изучение проблемы общения в психологии имеет свою традицию, и в отечественной психологии обычно выделяют следующие три периода разработки названной проблемы: 1. Исследование В.М. Бехтерева – он впервые поднимает вопрос о роли общения как ...

Программа коррекции страхов в дошкольном возрасте
Среди нарушений эмоционального развития в детском возрасте первое место занимают тревожность, боязливость, страхи, агрессия, повышенная эмоциональная истощаемость, трудность общения Страхи могут быть присущи всем людям, но существуют и о ...

Ненормативное развитие как психолого-педагогическая проблема
Замедление темпа психического развития ребенка может быть вызвано педагогической запущенностью, задержкой психического развития, обусловленной определенной органической недостаточностью центральной нервной системы, а также общим недоразви ...