Психологическое совершенствование - условие профессионального и личностного роста специалиста

Материалы » Необходимость изучения психологии и педагогики: в поисках смысла » Психологическое совершенствование - условие профессионального и личностного роста специалиста

Страница 2

Потребности

человека, которые сформированы в профессиональных условиях и во многом ими детерминированы, никогда социумом не удовлетворяются в желаемой человеком степени. В полной мере субъект активен не потому, что потребности движут его активностью, а потому, что он разрешает противоречие между своими потребностями, возможностями, условиями и т.д. их удовлетворения. Потребности, безусловно, предметны. Но из этого не вытекает то, что предмет тем самым дан субъекту.

В порядке разрешения этого противоречия субъект и вырабатывает определенный способ организации, в том числе в профессиональном труде. Система организации

самого субъекта представлена не только внутренними условиями, которые, прежде всего, интересуют психологию, не только его ценностями, целями, установками, внутренним миром. Она включает и его природную организацию, и его индивидуальную организацию. Здесь имеются в виду не только ее достоинства, но и ограничения, как присущие каждому индивиду (ограниченная скорость движений, нервных процессов и т.п.), так и характерные для данного индивида (например, плохое запоминание, быстрая утомляемость, слабая воля и т.д.).

Задачей субъекта в самом широком смысле слова становится приведение своих возможностей и ограничений в соответствие (конечно, в относительных пределах) с требованиями и условиями профессии, что он и осуществляет в порядке разрешения противоречий между своей системой организации и системой организации работы, службы и т.д.

Проблемы современной психологии и ее важной области - общей и прикладной акмеологии как интегративной науки и практики, их предмет исследования и практической помощи специалисту связаны, прежде всего, именно с таким теоретическим пониманием субъекта профессионального труда. Они имеют дело с комплексным пространством жизнедеятельности человека, которое складывается из природных, психических, личностных условий его функционирования, с одной стороны, социальных (во всей конкретности этого понятия) условий - с другой, и способов организации профессионального труда - с третьей.

Страницы: 1 2 

Статьи по теме:

Закономерности и движущие силы психического развития ребенка
Закономерности проявляются во всех сферах психики и сохраняются на протяжении всего онтогенеза. 1. Неравномерность и гетерохронность психического развития. Каждая психическая функция обладает особым темпом и ритмом становления, одни иду ...

Обследование у дошкольников звуковой стороны речи
Освоение звуков начинается на первом году жизни, когда ребенок овладевает своим речевым и слуховым аппаратом. Раннее восприятие ребенком слов идет на основе ритмико-мелодической структуры. Фонематический состав слова не воспринимается. В ...

Мышление как процесс постановки и решения творческих задач
Процесс мышления начинается с проблемной ситуации, которую необходимо решить, а следовательно, с постановки вопроса, который возникает каждый раз, когда нам что-либо непонятно. Поэтому первое необходимое условие протекания мыслительного п ...