Прежде чем перейти к характеристике мышления остановимся на основных психологических процессах предшествующих мышлению. Познавая мир, человек обобщает результаты чувственного опыта, так называемого чувственного познания, которое протекает в трех основных формах:
- ощущение – это отражение отдельных чувственно воспринимаемых свойств предметов (цвета, формы, запаха, вкуса);
- восприятие – это целостный образ предмета, возникающий в результате его непосредственного воздействия на органы чувств;
- представление – это сохранившийся в сознании чувственный образ предмета, который воспринимался раньше.
Чувственное познание дает нам знание об отдельных предметах, об их внешних свойствах. Но оно не может дать знаний о причинной зависимости между явлениями. Однако, познавая окружающий мир, человек стремиться установить причины явлений, приникнуть в сущность вещей, раскрыть законы природы и общества. А это невозможно без мышления, отражающего действительность в определенных логических формах. Мышление дает ответ на такие вопросы, которые нельзя решить путем непосредственного, чувственного отражения. Так осматривая место происшествия, следователь находит некоторые следы прошедшего события. Устанавливая существенные, неизбежно повторяющиеся взаимосвязи между ними, следователь путем логического мышления реконструирует возможный ход событий. Эта реконструкция происходит путем понимания связей между внешними проявлениями и сущностью того, что происходило в действительности. Это опосредованное отражение возможно лишь на основе обобщения, на основе знаний.
Итак, мышление – опосредованное и обобщенное отражение существенных, закономерных взаимосвязей действительности. Установление всеобщих взаимосвязей, обобщение свойств однородной группы явлений, понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений – такова сущность человеческого мышления.
Основные особенности мышления:
- мышление отражает действительность в обобщенных образцах. В отличии от чувственного познания – мышление абстрагируется от единичного, выделяя в предметах общее, повторяющееся, существенное. Подобным образом создаются понятия юридического лица, государственного суверенитета и так далее. Абстрактное мышление глубже проникает в действительность, открывает присущие ей законы;
- мышление - процесс опосредованного отражения действительности. При помощи органов чувств можно познать лишь то, что действует на них. Не наблюдая самого факта преступления, можно на основании прямых и косвенных улик установить преступника;
- мышление неразрывно связанно с языком. При помощи языка люди выражают и закрепляют результаты своей мыслительной работы;
- мышление – процесс активного отражения действительности. Активность характеризует весь процесс познания в целом, но прежде всего – мышления. Применяя обобщение, абстрагирование и другие мыслительные приемы, человек преобразует знания о предметах действительности.
Однако как ни велико значение мышления, оно основывается на данных, полученных с помощью органов чувств. С помощью мышления человек познает недоступные чувственному познанию явления.
Статьи по теме:
Психологическое совершенствование - условие профессионального и личностного
роста специалиста
Специалист, достигший ступени своей зрелости и определенного уровня развития как индивид, личность и субъект общественного труда, развивается на основе гармоничной интеграции таких его ведущих сторон, как профессиональная деятельность, ли ...
Неврастения
Наиболее распространенная форма невротического расстройства умственно отсталых детей и подростков. Его причиной обычно является истощение нервной системы из-за чрезмерного и. как правило, длительного физического или умственного напряжения ...
Механизмы психологической защиты
Понятие психологической защиты обязано своему происхождению психоаналитической теории и ее основателю – З.Фрейду. Впервые оно было введено в 1894г. С тех пор более 100 лет идея защитного механизма является наиболее часто и продуктивно исп ...
Разделы