Истерический невроз

Нервные дети » Истерический невроз

Страница 2

При истерическом неврозе ребенок приспосаблива­ется через удивительную способность неосознаваемо­го, руководящего физиологическими функциями орга­низма, воссоздать модель любого заболевания. Ребенок перестал посещать детский сад, школу, заболев грип­пом. В неосознаваемом зафиксировалось ведущее: из­мерили температуру, уложили в постель, захлопотали, все обязанности сняты. И вот возникла необходимость освободиться от чего-то неприятного. Неосознаваемо следует «приказ» центру терморегуляции — и темпе­ратура тела повышена. «Надо» — и паралично повиса­ет рука, опускаются веки, начинается сильный кашель, рвоты и т.д. Но истерическое приспособление в отли­чие от неврастении, когда неосознаваемо хотят одно­го — «оставьте меня в покое», это решение своих эго­истических проблем руками других.

Ребенок с истерическим неврозом уверен, что тяже­ло и хронически болен. Если врач покажет ему графи­ки его температуры: в субботу вечером нормальная в воскресенье вечером, перед понедельником,— высокая, т. е. если врач разоблачит его, к упомянутому врачу он больше не придет, ибо это «плохой и злой» врач. Часто оскорбляется и мать: «Что же, выходит, ребенок симу­лянт?». Он не симулянт, он болен, но, по меткому заме­чанию невропатолога Ж. Бабинского, «великая симу­лянтка» его болезнь. В литературе описан классический случай: поезд шел к фронту, в результате непрерывных рвот солдат терял вес и силы. Его переносили в сани­тарный поезд, идущий в тыл, и рвоты прекращались, он набирал вес и восстанавливал силы. Так повторя­лось много раз.

Ребенок с истерическим неврозом эгоцентричен. И та­ков он везде — дома и вне его. Направленный в детский сад, он не желает отпускать мать, по сути служанку, от себя, не хочет посещать детский сад и на его пороге блед­неет, у него обморок, рвота, высокая температура. В ито­ге он и не будет посещать детский сад.

У ребенка, страдающего истерическим неврозом, могут быть тики, но если при неврастении или при не­врозе навязчивых состояний ребенок стремится их скрыть, то при истерии как раз в кабинете, врача они наиболее часты. Страдающий истерическим неврозом так закатывает глазные яблоки, что родители приходят в ужас. Они, разумеется, чрезмерно озабочены и повышенно вниматель­ны к ребенку. Ребенок с истерическим неврозом получает льготы, послабления, а достоинство его защи­щено опять-таки гениальным психозащитным постро­ением: «Я имею право на льготы, потому что я тяжело болен!».

Страницы: 1 2 

Статьи по теме:

Исследование асимметрии параметров
Исследовательская деятельность таких ученых как И.М. Сеченова, И.П. Павлова, Л.С. Выготского, А.А. Ухтомского, А.Р. Лурии, П.К. Анохина, К.В. Судакова, Н.А. Бернштейна организовала системный подход, который в настоящий момент является осн ...

Создание доверия в группе
Большинство авторов работ по теории и практике активных групповых методов соглашаются, что установление доверия очень важно для успешной работы группы. Без доверия групповое взаимодействие будет поверхностным, будет мало самоизучения. Не ...

Объект как интроекция
Самонаблюдение традиционно интегрирует экспериментальный филогенез, как и предсказывают практические аспекты использования принципов гештальпсихологии в области восприятия, обучения, развития психики, социальных взаимоотношений. Проекция ...