Процессы и виды воображения

Рассмотрим виды воображения. Воображение подразделяется на произвольное и непроизвольное. Непроизвольное воображение является наиболее простым видом воображения. Оно возникает в связи с теми или иными восприятиями. Например, глядя на облако, человек непроизвольно может вообразить разные фигуры. Слушая показания свидетелей, следователь может образно представить соответствующую ситуацию. Целенаправленное, преднамеренное использование человеком соответствующих элементов своего опыта и реконструкция их в новых образах называется произвольным воображением (создание литературных образов, новых моделей различных предметов, и так далее).

В зависимости от степени оригинальности образов воображение делится на:

- воссоздающее – формирует новые образы на основе описания или условного воображения (рассматривая схему места происшествия, мы представляем реальную местность);

- творческое – создает совершенно новые, оригинальные образы. Творческое воображение называется фантазией, образы которой могут быть простыми (агглютинация – механическое, нереальное объединение частей или свойств различных, несовместимых предметов – русалки, кентавры; воображение по аналогии – грабли по аналогии с рукой человека) и более сложными (гиперболизация – преувеличение предметов, их качеств, количества их элементов – богатыри в былинах и так далее). Наиболее высоким уровнем творческого синтеза является типизация – воплощение в конкретном образе существенных сторон данной группы объектов. Здесь воображение особенно тесно смыкается с мышлением.

Иногда воображение выступает как "заместитель" активной деятельности, не приводящей к выполнению определенной программы действий, это так называемое пассивное воображение (например, мечта может быть активной и пассивной).

Рассмотрим воображение юриста на примере воображения следователя. Все познавательные процессы синтезируются в воображении. Воображение преобразует реальность в идеальные модели, которые являются средством проникновения в будущее и средством реконструкции прошлого. В следственной практике постоянно возникает необходимость реконструкции, мыслительного воссоздания прошедших событий по отдельным сохранившимся их следам, последствиям. Оно возможно лишь на основе знаний всеобщих связей соответствующих явлений. Лишь на этой базе можно выдвинуть обоснованную следственную версию и воссоздать событие преступления.

Деятельность следователя заключается в восстановлении истиной картины событий по их прямым и косвенным признакам – доказательствам. По прямым и косвенным доказательствам следователь воссоздает, реконструирует событие преступления, объективную и субъективную стороны состава преступления. Первоначально происходит вероятностная реконструкция событий, позволяющая произвести неотложные оперативно-розыскные и следственные действия в широком диапазоне вероятностей. Затем в ходе расследования создается достоверная информационно-логическая модель события. Следственные ситуации могут быть простыми, не требующими познавательного поиска, и сложными, проблемными, требующими познавательно-поисковой эвристической деятельности следователя. На первых этапах расследования, наряду с доказательственной информацией большое значение имеет ориентирующая следствие информация. На заключительном этапе существенное значение имеет только доказательственная информация. Первая направляет познание на получение новой, недостающей информации. Во всех случаях основная психологическая задача расследования состоит в изыскании способов получения недостающей информации. Как показывает практика расследований, изыскание необходимого и возможного способа, приема расследования конкретного типа следственной ситуации зависит от теоретических знаний следователя, гибкости его мышления и развитого воссоздающего воображения.

Статьи по теме:

Взгляд на проблему школьной неуспеваемости в зарубежной психологии.
Перед современной зарубежной психологией проблема трудности обучения в школе стоит не менее остро, чем перед отечественной. Если в 1977 году в США было около 1,8% детей с трудностями обучения, то к 1993 году их доля составила уже 5,4% (Of ...

Особенности организации процесса обучения в России
В России процесс обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта зарождался под влиянием педагогических идей К. Д. Ушинского, В. П. Кащенко, которым принадлежит заслуга в создании первых учреждений для умственно отсталых детей (первый ...

Теория инстинктов
Сила Оно выражает истинное значение жизни индивидуального организма, которое состоит в удовлетворении его природных потребностей. Никаких соображений относительно сохранения своей жизни или защиты от опасности посредством беспокойства Оно ...