Возможности нравственного воспитания в учебной деятельности.

Материалы » Нравственное воспитание в условиях формирования учебной деятельности » Возможности нравственного воспитания в учебной деятельности.

Страница 3

Начальное обучение в настоящее время строится таким образом, что развивает у школьников познавательные способности; вырабатывает навыки активного овладения учебным материалом, ведет к объединению полученных знаний в целостную систему, направленную на осознание окружающего мира. Развитие мышления, овладения разнообразными способами работы с учебным материалом оказывает прямое влияние на усвоение детьми нравственных знаний; организация учебного процесса и его методы способствуют накоплению нравственного опыта.

Новое содержание начального обучения открыло новые возможности для воспитания детей, в котором определяющее значение имеет содержание образования, методика преподавания, личность и знания учителя, который передает свое мировоззрение, культуру, нравственный опыт следующему поколению. Все это составляет систему воздействий, которая направляет развитие детей и определяет особенности их формирования.

Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. И в этом отношении нет главных и неглавных предметов. Воспитывает не только содержание, методы и организация обучения, учитель, его личность, знания, убеждения, но и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей, детей между собой. Воспитывает себя и сам ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания. Развивающая активность школьника, сознательность, инициативность в процессе обучения и есть овладение собственным поведением. Это поведение строится и на основе нравственных норм, которые предписывают определенные отношения и основному виду деятельности младших школьников – учебному труду.

Для нравственного воспитания важно организовать учение как коллективную деятельность, пронизанную высоконравственными отношениями. Учебная деятельность становится коллективным трудом, если познавательная задача ставится перед детьми как общая для всех и для ее решения нужен коллективный поиск. В начальных классах требуются специальные приемы, чтобы дети смогли осознать учебную задачу и как общую, и как относящуюся лично к ним.

Формирование личности ребенка школьного возраста происходит в условиях детского коллектива. Влияние коллектива на личность оптимально тогда, когда каждый ребенок занимает в коллективе адекватное своим возможностям место, становится незаменимой личностью. Это приводит к развитию чувства собственного достоинства, которое заставляет ребенка без внешнего побуждения действовать согласно установленным нравственным нормам и принципам. Воспитание в коллективе ставит школьника, даже младшего перед необходимостью элементарного самовоспитания и самообразования, без которых вообще невозможно развитие, в том числе и нравственное. Педагогическая задача в том, чтобы сам ребенок осознавал эту необходимость и действовал в направлении ее реализации.

Коллектив, вырабатывая общественное мнение, в основном оценивает нравственность ребят, соблюдение ими признанных норм общения.

Ребенок в коллективе не только объект педагогической деятельности учителя, но и субъект воспитания. Такое положение ребенка существенно влияет на организацию воспитательной работы и на позицию учителя в различных видах детской деятельности (в учении, труде, игре). В коллективе сверстников школьников приобретает социальный опыт.

В практике воспитательной работы далеко не всегда учитывают возрастную нравственную самостоятельность школьников. Длительное время поведения учащихся организовано так, что они находятся под прямым контролем учителя или коллектива, а это нередко отрицательно сказывается на нравственном развитии детей, видимые результаты которого проявляются у них позже, в подростковом возрасте.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Цель, задачи, гипотеза и методики исследования
Теоретико-методологическая основа исследования: Общественная структура неразрывно связана с принятыми в обществе социальными ценностями и нормами. Изменение социальных структур совпадает со сменой морали. Отсутствие принятой обществом си ...

Психические свойства человека
Характером называют индивидуальное (свойственное данному человеку) сочетание устойчивых психических особенностей, черт, ат­рибутов, данных. Характер во многом определяет способ поведения человека в различных жизненных ситуациях и обстояте ...

Общее представление о психодиагностике. Основные методы психодиагностики
Психологическая диагностика («распознавание») определяется как психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей человека. Целью её явля ...