У ребенка с нарушениями деятельности одного из полушарий головного мозга почти наверняка будут наблюдаться отклонения в развитии речи, моторики и т. п. Следует отметить, что леворукость в этом случае нельзя рассматривать как причину этих отклонений. Они, как и леворукость, являются следствием одних и тех же причин.
3. Вынужденная леворукость – серьезная или длительная травма левой руки, ампутация, порез, паралич конечности. Выбор ведущей руки у таких левшей обычно связан с травмой правой руки, но может быть и результатом подражания родным или друзьям.
Отдельно следует рассматривать псевдолеворукость. К определенному возрасту (окончательно примерно к 5 годам) у ребенка какое-то из полушарий формируется как доминантное по отношению к данной руке (например, у правшей - левое полушарие). Так происходит в норме. Но нередко встречается и нетипичное психическое развитие, когда в соответствующих структурах головного мозга не происходит развития, достаточного для организации специализации полушарий и их взаимодействия между собой. В таких случаях у детей не формируется доминирующее полушарие по отношению к руке. Тогда наблюдается псевдолеворукость или, что бывает чаще, примерно равное использование обеих рук.
Кроме всего перечисленного возможно развитие у детей так называемого "скрытого левшества", т. е. смена доминирующего полушария. Момент смены является тем критическим периодом, когда основные функции центральной нервной системы равномерно распределены между двумя полушариями, после чего уже начинает доминировать правое полушарие. Таких людей можно условно назвать "психическими" левшами или "скрытыми" левшами, в том смысле, что их признаки левшества не связаны с доминированием левой руки.
Статьи по теме:
Реактивные состояния у детей и подростков с различными формами умственной
отсталости
Будучи аффективно неустойчивыми, возбудимыми, утомляемыми и истощаемыми, а также обладая целым рядом особенностей в мышлении и деятельности, дети с астенической формой умственной отсталости сравнительно легко дают психогенные реакции. В р ...
Волевые качества у спортсменов
Для определения уровня волевой подготовленности спортсменов была использована методика "Самооценка волевых качеств студентов-спортсменов", разработанной Н.Е. Стамбуловой. Результаты методики были обработаны по шкалам: "Целе ...
Влияние нравственного развития личности на ситуацию морального выбора
Моральный выбор личности – это ключевой акт всей нравственной деятельности человека. Поступок–операция возможен тогда, когда есть варианты выбора, когда их нет – говорить о добродетели совершенно бессмысленно, так как человек не осуществл ...
Актуально о психологии