Способности

Страница 1

Способности - индивидуально-психологические особенности личности,

обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими.

Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, они обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение.

Способности можно классифицировать на:

1)Природные способности - в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы наущения типа условно-рефлекторных связей, являются общими для человека и животных, особенно высших. Например, такими элементарными способностями являются восприятие, память, способность к элементарной коммуникации.

2)Специфические человеческие способности имеют общественно-историческое происхождение и обеспечивают жизнь и развитие в социальной среде. Они подразделяются на:

а)Общие - определяют успехи человека в самых различных видах деятельности и общения и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие.

б)Теоретические - определяют склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям.

в)Практические - определяют склонность человека к конкретным практическим действиям.

г)Учебные - влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности - талантом.

д)Способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные способности, связанные с взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т. д.

е)Творческие - определяют возможность открытий и изобретений, создания новых предметов материальной и духовной культуры и др.

Выделяют уровни способностей: репродуктивный - обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения, и творческий - обеспечивающий создание нового, оригинального. Следует учитывать, что репродуктивный уровень включает элементы творческого, и наоборот. Также следует отметить что способности - прижизненные образования, их развитие идет в процессе жизни, зависят от среды, а воспитание активно формируют их.

Способности могут развиваться в четырех направлениях: способность, одаренность, талант и гениальность.

1)Способности. Учитывая, что способности являются прижизненными, их можно и утерять. И зависит это от того, являются ли они потенциальными или актуальными. Потенциальные - те, которые не реализуются в конкретном виде деятельности, а способны актуализироваться при изменении соответствующих социальных условий. Актуальные - те, которые необходимы именно в данный момент и реализуются в конкретном виде деятельности.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Соотношение знания и веры
Разные виды веры Ученых сплачивает в научное сообщество, как мы уже видели, приверженность единому взгляду на окружающий мир, единому методу получения нового знания, а не следование какой-либо идее, верованию, что свойственно для верующи ...

Соотношение объекта и предмета исследования
Понятие объекта исследования. В качестве объекта познания выступают связи, отношения, свойства реального объекта, которые включены в процесс познания. Объектисследования - это определенная совокупность свойств и отношений; которая сущес ...

Сенсорика
Сенсорика представляет собой тип невербальной коммуника­ции, основывающийся на чувственном восприятии представите­лей других культур. Наряду со всеми другими сторонами невер­бальной коммуникации отношение к партнеру формируется на основе ...