Общение как коммуникация

Материалы » Общение как коммуникация

Страница 2

Аффектно коммуникативная функция Характеризует эмоциональную сферу человека. Общение влияет на эмоциональные состояния человека. В эмоциональной сфере оказывается отношение человека к окружающей среде, в том числе и социального.

Одной из особенностей общения есть формирование межличностных отношений.

Исходя из названных выше функций, Г. Андреєва выделяет три стороны общения: коммуникативную (обмен информацией), интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (понимание человека человеком).

Коммуникативная сторона общения тесно связана с обменом информацией, однако не может быть исчерпывающе раскрыта с точки зрения информационной теории. Общение - это не только прием и передача информации, но и отношения по крайней мере два лиц, где каждая является активным субъектом взаимодействия. Кроме обмена информацией, происходит ориентация на другое, то есть анализируются мотивы, цели, установки объекта информации (другого субъекта). В акте межличностной коммуникации важную роль играют значимость информации, стремления воспринять ее общее содержание.

Еще одна особенность коммуникативного процесса заключается в том, что благодаря знаковой системе партнеры по общению влияют друг на друга. При этом эффективность коммуникации зависит от меры этого влияния, то есть идет речь об изменении типа отношений, которые сложились между комуникаторами.

Такое влияние упускается виду при информационном подходе.

Коммуникативное влияние происходит при условии принятия единственной системы значений всеми участниками акта коммуникации. Лишь при этом условии возможно достижение партнерами взаимопонимания. Если нет такого общего понимания, могут возникать преграды в процессе общения, так называемые коммуникативные барьеры. Последние появляются в результате действия психологических факторов - разных диспозиций, установок, ценностных ориентаций людей, их индивидуально психологических особенностей и тому подобное.

Вербальная коммуникация

Коммуникативное взаимодействие людей происходит преимущественно в вербальной (словесной) форме - в процессе языкового общения. Его особенность заключается в том, что оно за формой и по содержанию направлено на другого человека, включенное в коммуникативный процесс, является фактом коммуникации. Вербальная коммуникация может быть направлена на отдельного человека, определенную группу (или даже не иметь конкретного адресата), но в любом случае она имеет диалоговый характер и являет собой постоянные коммуникативные акты.

В процессе общения вещание выполняет также информативную функцию. Выделяют информацию инструментальную, которая касается непосредственно средств решения определенного задания, и экспрессивную, что касается оценок, самооценок, эмоциональных связей между членами группы (то есть этот вид информации имеет социально эмоциональный характер). Инструментальная информация больше связана с регуляцией собственно деятельности. С помощью экспрессивной информации активно регулируется взаимодействие между членами группы. Между этими двумя видами информации трудно провести четкое разграничение, может идти речь скорее о преимуществе одного из этих видов, что определяется конкретными условиями деятельности и взаимодействия.

Вещание является средством эмоционального влияния, которое стимулирует или тормозит действие определенного члена группы. Эмоционально позитивное влияние (поощрение) и эмоционально негативное влияние (наказание) регулируют общие действия партнеров. Это способствует лучшему пониманию ситуативных целей, которое улучшает эффективность групповой деятельности. Без применения коммуникативных категорий "одобрения" и "неодобрения" невозможна никакая координация совместной деятельности.

Акт вербальной коммуникации - это диалог, который состоит из разговора и слушания. Умение говорить является давним предметом исследования. Существует специальная наука - риторика, выкладывается специальная дисциплина - ораторское искусство. Но в современной литературе по вопросам общения большое внимание уделяется умению слушать. Результаты исследований показывают, что достаточными навыками умения слушать владеют немного людей.И. Атватер указывает на то, что слушать очень трудно. Мы в первую очередь заняты собственному вещание. Кроме того, если человек в процессе диалога замолчал" то еще не значат, что она слушает. Слушание - активный процесс, который требует внимания. Но уточняя, оценивая или анализируя информацию во время диалога, человек больше внимания уделяет своим делам, чем потому, что ей говорят. Особенно это оказывается в ситуациях конфликтного общения.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Метод непосредственного наблюдения.
В психологии труда метод непосредственного наблюдения применяется очень широко. При проведении исследований в условиях реального производства его удельный вес намного выше, чем метода эксперимента. Наблюдение как научный метод предполагае ...

Наблюдение в изучении межличностного общения
Наблюдение представляет собой метод сбора фактического материала с обязательным фиксированием актов поведения, их количественным и качественным анализом и интерпретацией данных. Фиксирование может осуществляться в специально заготовленны ...

Мышление
Мышление - наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами. Все навыки и способы мышления развиваются у человека в онтогенезе, под воздействием среды челов ...