В данном параграфе рассмотрены теоретические основы общения в социально-психологических исследованиях.
Рассматривая предмет социально-психологических исследований (а, следовательно, и общение в контексте исследования предмета), было выделено 4 основных точки зрения, определяющие предмет социально-психологических исследований:
1) Характеристика индивида как участника социальных отношений.
2) Механизмы социальных влияний на человека (индивида) как участника социального процесса (социальной жизни). Акцент делается на влияние окружающей среды на индивида. Центром считаются механизмы влияния.
3) Общение между людьми, их взаимодействие (Этой точки зрения придерживается ряд петербургских и московских авторов отечественной психологии).
4) Характеристика группы или общностей как целостных образований.
Теория Шострема – Маслоу (Маслов) рассматривает две базовые психологические установки современного человека: манипуляторы и актуализаторы. В процессе общения манипуляторы и актуализаторы образуют еще несколько психологических типов: манипуляторы – Диктатор, Тряпка (слабак), Вычислитель, Прилипала, Хулиган, Рубаха-парень, Судья (Инквизитор), Защитник (Адвокат); актуализаторы – Руководитель, Сочувствующий, Внимательный, Признательный, Напористый, Заботливый, Выразитель, Проводник. Каждый из указанных психологических типов имеет свою характеристику и стиль общения, при этом каждому типу манипулятора соответствует (а точнее противопоставлен) соответствующий тип актуализатора.
Статьи по теме:
Теория Герцберга
Потребности делятся на гигиенические факторы и мотивации.
Наличие гигиенических факторов всего лишь не дает развиться неудовлетворению работой.
Мотивации, которые примерно соответствуют потребностям высших уровней у Маслоу и Мак-Клеллан ...
Типы взаимодействий
Существует еще один описательный подход при анализе взаимодействия - построение классификаций различных его видов. Наиболее распространенным является дихотомическое деление всех возможных видов взаимодействия на два противоположных вида: ...
Организация исследования
Экспериментальное исследование проводилось в 2008 году в с. Степановки Оренбургской области. Исследование проходило в детском саду №1 «Огонек» в средней группе для детей с общим недоразвитием речи и в детском саду №2 «Солнышко» в средней ...
Актуально о психологии