Заключение

Итак, мы проанализировали такие явления, как общественная психология и идеология.

Подведем некоторые итоги.

В отличие от общественной психологии, идеология не возникает самопроизвольно, а создается социальными мыслителями. Хотя идеология выражает взгляды определенной социальной группы, ее создатели не всегда это осознают, и совсем не обязательно принадлежат к тому классу, интересы которого выражают. Идеологами этой группы они становятся потому, что теоретическим путем приводят к тем же задачам, к которым класс приходит практически.

Если идеология есть система теоретически разработанных взглядов, и представлений и входит в сферу знания, то общественная психология охватывает по преимуществу эмоциональную и волевую сферы и представляет собой вид массового сознания, т. е. сознание всей массы представителей определенного класса или иной социальной общности.

Общественная психология и идеология различаются между собой и по выполняемым функциям. Общественная психология является той сферой сознания, функции которой проявляются при решении практических задач повседневной жизни. Она вплетена в практическую деятельность людей. Этим она отличается от идеологии, выступающей в форме теории, в форме знания. Функция общественной психологии, вплетенной в ткань практической деятельности людей, проявляется в объективизации сознания.

Это касается функций приспособления, коммуникации, регулирования отношений и других, присущих общественному сознанию в целом. Так, психология обеспечивает приспособление людей к существующим общественным отношениям; посредством своих образований, в особенности привычек, обычаев и традиций, регулирует отношения между людьми; в социальных нормах поведения объективирует жизненный опыт людей и передает новым поколениям.

Наиболее характерной функцией общественной психологии является стимулирование людей к деятельности, или эмоционально-волевая функция. Энгельс говорил, что у отдельного человека, для того чтобы он стал действовать, все побудительные силы, вызывая его действия, неизбежно должны превратиться в побуждения его воли. Это же самое можно сказать и относительно любой общности людей; побудительные силы, вызывающие действия общности, выражаются в эмоционально-волевых состояниях массового сознания. Эмоционально-волевая функция подчеркивает специфику общественной психологин как сферы сознания, непосредственно направленной на практическую деятельность.

Идеология и общественная психология тесно связаны между собой и находятся в состоянии постоянного взаимодействия. Основу взаимодействия составляют социально-экономические отношения, порождающие идеологические и социально-психологические явления. Идеология и общественная психология составляют в совокупности классовое сознание и, являясь сторонами последнего, не могут не взаимодействовать, не оказывать друг на друга своего влияния.

История развития общественного сознания показывает, что психология способствует возникновению и формированию идеологии, хотя взаимоотношения между ними в разных обществах и у различных классов носят специфический характер. Например, мелкобуржуазная идеология представляет собой своеобразную «кристаллизацию» психологии мелкого буржуа. Но этого нельзя сказать об идеологии основных классов буржуазного общества. Идеологи теоретически приходят к тем выводам, к которым стихийно стремится класс в своих потребностях, интересах, чаяниях. Так, идеология рабочего класса вырастала не из стихийного движения, не из психологии, а из науки.

Связующим звеном между идеологией и общественной психологией выступают мировоззренческие убеждения. Во взаимодействии с социально-психологическими установками они образуют содержание и направленность отношений личности. Предлагается система формирования мировоззренческого убеждения относительно социалистической общественной собственности, которая подразумевает взаимодействие идеологии и общественной психологии.

[1] Уледов А. К. Общественная психология и идеология. М., 1985.

[2] Уледов А. К. Общественная психология и идеология. М., 1985.

[3]

Ленинская концепция революционной социальной психологии. М., 2005.

[4] Горячева А. И., Макаров М. Г. Общественная психология. Л., 1979.

[5] Левыкин И. Т. Некоторые методологические проблемы изучения психологии крестьянства. М., 1976.

[6] Лашкин В. И. К вопросу о происхождении идеологий. М., 1979.

Статьи по теме:

Причины алкоголизма и его социальные и психологические последствия
Все серьезные исследования алкоголизма показывают, что это заболевание имеет наследственный характер: дети пьющих родителей часто сами становятся алкоголиками. До недавнего времени это явление считали только следствием дурного примера род ...

Методики психологической диагностики развития ребенка школьного возраста
a) методики диагностики развития основных видов деятельности; Внимание — один из главных психологических процессов, от характеристики которого зависит оценка познавательной готовности ребенка к обучению в школе, успешность его учебной д ...

Классификация страхов, детерминанты страха
Психологи условно делят страх на ситуативный и личностный. Ситуативный страх возникает в необычной, крайне опасной или шокирующей взрослого или ребенка обстановке, например, при нападении собаки. Часто он появляется в результате психичес ...