Заключение

До настоящего времени в литературе и в сознании народа бытуют два противоположных мнения относительно способностей и качеств левшей. Одни считают, что у левшей сниженные умственные способности, другие, наоборот, отстаивают исключительность, талантливость, нестандартность. Есть точка зрения, связывающая особенности левшей и правшей с функциональной специализацией доминантного полушария мозга – левого у правшей, правого у левшей. Можно выделить и еще такую точку зрения: ее сторонники отрицают различие между левшами и правшами на том основании, что индивидуальное разнообразие в организации деятельности и высших психических функций у левшей и правшей перекрывает групповые различия.

Левши отличаются от правшей не только тем, какой рукой они пишут, а целым комплексом психологических качеств, связанных с особым распределением труда между полушариями.

Леворукость отражает наследственную и сформировавшуюся в течение жизни систему функционирования головного мозга. Именно поэтому переучивать леворукого ребенка – значит серъезно менять его биологию, перекраивать сложившийся стойкий стереотип деятельности.

Интеллектуальное развитие левши не нарушается. Напротив, они нередко отличаются незаурядными способностями в определенных сферах деятельности. Левши, обладая хорошо развитым чувством организации пространства, блистательно проявляют себя в архитектуре. Среди леворуких немало талантливых математиков и выдающихся спортсменов. Леворукость дает преимущество не только в боксе, но и в фехтовании, бейсболе, теннисе, спортивной борьбе.

С большой долей вероятности можно говорить о том, что само становление многих психических функций в онтогенезе левшей идет не непосредственно, но опосредованно, многоканально. В процессе своего развития дети-левши привлекают максимум внешних, произвольных средств для овладениями, которые у правшей формируются естественно, независимо от их произвольного желания, просто по определенным психологическим законам.

По словам М.Безруких, «пока нет ясного представления о том, чем отличаются левша и правша по организации высших психических функций. Мы не знаем, кто способнее, у кого выше интеллект, для кого характерно творческое мышление, кто более конкретный, а кто абстрактный, кто эмоциональнее и музыкальнее. Как показывает опыт, левши, как и правши, могут быть самыми разными» [13;45].

По результатам проведенного исследования, можно отметить, что среднее количество страхов для амбидекстров 3,67. Для леворуких это количество составляет 4,25. У праворуких же детей этот показатель равен 6,86.

Таким образом, наименьшее количество страхов наблюдается у детей, которые одинаково хорошо владеют левой и правой рукой. Самое большое количество страхов наблюдается у праворуких детей. Леворукие дети имеют среднее количество страхов близкое к среднегрупповому показателю.

Значит гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования подтвердилась: в рамках исследованной нами группы леворукие дети имеют не самые высокие показатели численности страхов.

В частотности называния тех или иных страхов в разных группах детей можно проследить следующие закономерности. Семантика страха у амбидекстров охватывает страхи высоты, темноты, а также часто называется страх перед чужими людьми. Для леворуких детей наиболее тревожными оказываются медицинские страхи (уколы, врачи). Также леворукие боятся страшных снов, наказаний.

Среди праворуких детей наиболее часто назывались страхи уколов, врачей, высоты, страх наказаний.

Таким образом, леворукие и праворукие дети наиболее близки по характеру выбираемых страхов: в основном они имеют характер боязни медицинских процедур. Отличие составляет только страх высоты, присущий праворуким детям, в то время как леворукие его практически никогда не называют.

Статьи по теме:

Программа интеграции
Цель верботонального метода – интеграция детей с нарушением слуха в массовую систему обучения и общество. Интеграция может осуществляться различными способами. Самый обычный способ – дошкольников, у которых сформировались нормальные речев ...

Понятие о восприятии
Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предметов (что-то горячее обожгло, что-то яркое блеснуло впереди, и тд.), то восприятие дает целостный образ предмета или явления. Оно предполагает налич ...

Мышление
Эмпирические исследования образуют два относительно независимых подхода. В основе первого лежит регистрация физиологических показателей в ходе умственной деятельности. Фактически он направлен на выявление динамики физиологических показат ...