Предмет и задачи исправительной психологии

Страница 6

Выделяют:

- психологическую подготовку осужденных к отбыванию уголовного наказания в конкретном виде ИТУ;

- психологическую подготовку при перемещении осужденных в рамках ИТУ, в связи с изменением условий их содержания;

- психологическую подготовку осужденных при переводе из воспитательно-трудовых в исправительно-трудовые колонии при достижении совершеннолетия;

- психологическую подготовку освобождаемых к жизни на свободе.

Важнее всего активизировать положительные качества личности в процессе психологической подготовки осужденных к жизни в новых условиях. Это можно сделать обращением к лучшим сторонам личности, напоминанием ее былых заслуг, активизацией позитивных установок, морально-политических и правовых чувств, выражением уверенности, что осужденный оправдает доверие воспитателей и т. п. Можно напомнить и о прошлых ошибках, но излишнее напоминание об отрицательных качествах личности осужденного и неправильном поведении обычно вызывает у людей, решивших порвать с преступным прошлым, психологический барьер, делает их невосприимчивыми к психологическим воздействиям.

Способы и методы психологического воздействия. По современным воззрениям, психологическая подготовка состоит из двух основных разделов: общей и специальной психологической подготовки. Система общего воздействия на осужденных является неотъемлемой частью их исправления и перевоспитания. В ней принято различать способы индивидуального и коллективного (группового) психологического воздействия. Индивидуальное психологическое воздействие осуществляется воспитателем на отдельную личность; коллективное — направлено на группу осужденных с целью вызова таких групповых психических состояний, которые благоприятно влияли бы на всех членов данного коллектива по закону психологической инерции. Психологическое воздействие, при котором осужденный получает информацию непосредственно, называется прямым. Иллюстрацией этого вида воздействия могут служить психотерапевтические беседы с осужденным и совместный с ним анализ причин его прошлых действий и поступков.

Психологическое воздействие называется косвенным, когда в процессе психопрофилактической беседы осужденный делает вывод о том, как ему поступать в том или ином случае на основе опыта других людей. Следовательно, как индивидуальное, так и коллективное воздействие может быть прямым или косвенным.

Методы внушения (суггестии) с их основным средством воздействия — словом — могут помочь осужденным в подготовке к жизни в новых условиях. Внушение, в отличие от убеждения, — это психологическое воздействие, рассчитанное на некритическое восприятие осужденным воспитательной информации в силу авторитетности личности воспитателя. Внушение может осуществляться только в бодрствующем состоянии. Воспитатель не имеет права пользоваться гипнозом и наркогипнозом; эти методы внушения могут применять только врачи: психотерапевт или психиатр. Выделяют два способа проведения внушения: словесное — путем прямого речевого воздействия на осужденного и косвенное, опосредованное каким-либо предметом или действием.

Механизм самовнушения заключается в реализации осужденным заданной воспитателем схемы. Поэтому самовнушением осужденных воспитатель может управлять. Механизм самовнушения схож с механизмом психологической тренировки, при которой воспитатель стремится развивать у осужденных стремление заниматься определенной деятельностью (например, выработка адаптационных механизмов к ближайшему окружению).

Всех лиц, освобождающихся из мест заключения, можно разделить на три категории.

Лица вполне исправившиеся в период отбывания наказания.После освобождения эти лица стремятся активно включиться в честную трудовую жизнь. Иногда это стремление способно преодолеть значительные трудности, с которыми освобожденный сталкивается в период адаптации.

Лица с дефектами воспитания. Эти дефекты у освобожденных могут быть в мировоззрении, в правосознании (обычно в отдельных его аспектах), в моральных и нравственных программах, а также в области трудовых навыков. Положительный прогноз поведения лиц этой категории после освобождения в значительной степени зависит от условий окружающей среды, в которую они попадут.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по теме:

Детско-родительские отношения в неполных семьях
Неполная семья - это группа ближайших родственников, состоящая из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми [19, с. 124]. Неполная семья возникает в силу разных причин: рождения ребенка вне брака, смерти одного из ...

Руководство и лидерство в малых группах. Теории происхождения
Проблема лидерства и руководства является одной из кардинальных проблем в социальной психологии. В форме лидерства и руководства в группе может осуществляться социальная власть. Разведем понятия «лидер» и руководитель». 1. Руководство – ...

Рекомендации для родителей
Выполнение домашнего задания Выполнение домашних заданий ребенком в начальной школе ‑ проблема непростая и для него самого, и для его родителей. Папам и мамам приходится уделять немало времени для совместного «творчества» со своим ...