Онтогенез личности

Материалы » Онтогенез личности

Страница 1

На любом поступке человека сказывается предшествующий онтогенез личности. Но между поступками и онтогенезом нет простых отношений следствия и причины. Поэтому, изучение только поступков человека, его деятельности, не может дать точного представления об онтогенезе личности. Необходимо исследовать установки к действию. Именно на этом пути можно достичь успеха, поскольку характер установок полностью определяется предшествующим онтогенезом личности, и ничем более. Установки к действию обладают особенностью - они принадлежат только социально-психическому миру. Они могут и не воплощаться в поступках. А вот порождаемые установками процессы принадлежат уже другим мирам - биотическому, химическому и физическому. Поступки человека определяются уже не только онтогенезом личности, но и онтогенезом организма человека, онтогенезом групп и организаций, в которых человек действует, и онтогенезом техники, которую он использует.

Незачем приводить примеры совершенствования, развития установок к действию в ходе начальной социализации человека - существование этого факта не может вызывать сомнений. Но совершенно необходимо обратить внимание на неоднородность установок, возникающих у одного и того же человека при изменениях социальной обстановки: рожденные по одному и тому же поводу, почти в одно и то же время и в сходных условиях окружающей среды, но в разном социальном окружении, установки к действию существенно различаются между собой. Особенно наглядна неоднородность установок у подростков, поступки которых коренным образом меняются в зависимости от присутствия других людей.

Если в изучении онтогенеза личности ограничиваться представлением о личности как о неделимой целостности, непосредственно вырабатывающей установки к действию, то неоднородность рождающихся у подростка установок можно объяснить только возрастной неполноценностью его личности. Однако, влияние социального окружения на особенности установок к действию свойственно и взрослому, может быть в меньшей степени. Следовательно, взрослый человек тоже должен признавать неполноценность своей личности, хотя и меньшую.

Собственно, именно такое представление о личности существует в современном социознании. Личность, деятельная, сознательная, предсказуемая в своих созидательных поступках, противопоставляется индивиду - неполноценной личности, амбивалентной личности. Исходя из предыдущих рассуждений, большинство людей - индивиды.

Характеристика подавляющего большинства людей как недоличностей лишает понятие "личность" его наполнения, его денотата, а потеря денотата соответствует изменению концепта понятия, изменению его смысла. Измененный смысл понятия "личность" представляет собою отголосок архаичного деления общества на старейших и неполноценных, на посвященных и неполноценных, на прошедших инициацию и неполноценных. Для практического использования подобные дихотомии допустимы и оправданы. В рамках этой традиции можно снисходительно отнестись к делению политиком людей на личностей и неполноценных (например, на совершеннолетних, имеющих право голоса при выборах власти, и несовершеннолетних). Но научное исследование требует сохранения концепта понятия, как минимум, на протяжении самого исследования. Исходное для данной статьи предположение о существовании онтогенеза личности требует признания личности полноценно существующей и на том уровне социальности, когда онтогенез личности только-только начался.

Из сказанного должен быть сделан вывод, что эффект неоднородности установок к действию не может быть объяснен на основе концепции об атомарности личности, о ее неделимости. Непротиворечивое толкование неоднородности установок дает гипотеза о том, что личность рождает установку к действию принужденно, под воздействием находящихся в ней активных субъектов. Субъектами, вырабатывающими в личности установки к действию, являются некоторые социально-психические структуры, своею совокупностью образующие личность.

Такая трактовка дает возможность представить онтогенез личности как процесс изменения личности, протекающий в двух разных формах. С одной стороны, онтогенез личности идет через изменение количества социально-психических структур и связей между ними, а с другой стороны, он идет за счет совершенствования, усложнения каждой такой структуры в отдельности или за счет разрушения ее. Обе формы онтогенеза личности в своей созидательной фазе требуют онтосинтеза социально-психических структур. Онтосинтез одной структуры состоит в причинении ее зарождения, формирования и развития. Онтосинтез может происходить и целенаправленно, под контролем личности человека, и спонтанно, в силу случайных изменений социального окружения, и принудительно - через навязанное извне общение.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Формы мышления
Формальные структуры мыслей называются формами мышления. Различаются три формы мышления - понятие, суждение и умозаключение. Понятие - форма мышления, в которой отражаются общие и при том существенные свойства одно родной группы предмето ...

Бихевиоризм и необихевиоризм
Во втором десятилетии XX в., т. е. спустя немногим более тридцати лет после основания научной психологии, в ней произошла революция — смена предмета психологии. Им стало не сознание, а поведение человека и животных. Бихевиоризм (от англ. ...

Психология функциональных состояний
Комплексный подход ФС представляет собой результат динамического взаимодействия организма с внешней средой и отражает состояние "организованного" целого. По этой логике, под функциональным состоянием понимается интегральный комп ...