Методы преодоления конфликтов

Материалы » Опыт разрешения межличностного конфликта » Методы преодоления конфликтов

Страница 2

Отмечено наукой и подтверждено практикой, что если конфликт "разложить" на его составляющие, рассмотреть беспристрастно каждое действие оппонентов, то он утрачивает эмоциональную напряженность и превращается из эмоционального в деловой. У оппонентов "снимаются" ложные образы ситуации и друг друга, которые неизбежны при конфликте в силу пристрастности позиций, они начинают понимать ошибочность своих оценок и установок, устраняются психологические барьеры между оппонентами. А деловой конфликт разрешить значительно легче, чем эмоциональный. [5]

В качестве примера межличностного конфликта можно рассмотреть произведение Н.Гоголя «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Сюжет этой повести развивался в небольшом городе Миргород. Мелкие помещики поссорились из-за пустяка – отказе одного из них подарить или обменять другому ружье. Однако не все так просто. Если взглянуть на эту историю под научным углом зрения, то она окажется тщательно исполненной азбукой динамики межличностного конфликта. Герои повести примитивны, в их душах навсегда поселились зависть и обидчивость. Их ссора оказалась неизбежной. В.Белинский заметил по этому поводу: «Все, что они ни делают, есть призрак, пустота, бессмыслица. В их характерах уже лежит, как необходимость, их ссора».

Межличностные конфликты начинаются без каких-либо явных причин и шаг за шагом становятся все более заметными как для самих сторон конфликта, так и для окружающих. Стороны, реагируя на первые их признаки, передвигаются вверх по лестнице эскалатора, не осознавая опасности этого движения. Для анализа этого процесса как нельзя лучше подходит именно классический случай, описанный Гоголем.

Первый участник конфликта: «Иван Иванович - худощав и высокого роста, голова его похожа на редьку хвостом вниз. Прекрасный человек Иван Иванович! Какой у него дом в Миргороде! .Его знает и комиссар полтавский! .А какой богомольный человек Иван Иванович! Каждый воскресный день надевает бекешу и идет в церковь. Когда же окончится служба, Иван Иванович никак не утерпит, чтоб не обойти всех нищих».

Второй участник конфликта: «Очень хороший также человек Иван Никифорович. Его двор находится возле двора Ивана Ивановича. Они также между собой приятели, каких свет не видывал. Иван Никифорович немного ниже Ивана Ивановича, но зато распространяется в толщину.…Голова же Ивана Никифоровича похожа на редьку хвостом вверх».

Неосознанное желание: « Утром, это было в июле месяце, Иван Иванович лежал под навесом. День был жаркий, воздух сух и переливался струями. Иван Иванович успел уже побывать за городом у косарей и на хуторе, успел расспросить встретившихся мужиков и баб, откуда, куда и почему; уходился страх и прилег отдохнуть. Лежа, он долго оглядывал коморы, двор, сараи, кур, бегавших по двору, и думал про себя: «Господи, боже мой, какой я хозяин! Чего у меня нет? Птицы, строения, амбары, всякая прихоть, водка перегонная настоянная; в саду груши, сливы; в огороде мак, капуста, горох… Чего же еще не у меня? … Задавши вопрос себе такой глубокомысленный, Иван Иванович задумался; а между тем глаза его отыскивали новые предметы, перешагнули через забор во двор Ивана Никифоровича и занялись невольно любопытным зрелищем. Тощая баба выносила по-порядку залежалое платье и развешивала его на протянутой веревке выветривать. После этого она вынесла еще шапку и ружье».

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Свойства и виды эмоций
Эмоции и чувства различаются в зависимости от их качества (положительные и отрицательные), глубины, интенсивности и продолжительности, влияния на деятельность. В качественном своеобразии эмоций и чувств выражается отношение человека к яв ...

Невроз навязчивых состояний
Встречается у умственно отсталых редко. Основной его признак — навязчивые состояния, т. е. внезапно появляющиеся мысли, страхи или действия, не связанные с содержанием сознания и потому воспринимаемые больными как; чуждые, эмоционально не ...

Модель «невмешательства в жизнь ребенка»
· Характерные черты: Цель обучения взрослого с детьми может быть выражена словами: «Я хочу, чтобы меня оставили в покое»; Способы общения: реагирование на происходящее уходом, холодное наблюдение, разраженное неприятие. Тактика общени ...