Л.С. Вечер разделяет стили лидерства следующим образом, характеризуя их наличием определенных признаков:
Стиль, при котором лидер всегда находится в центре:
- лидер считает, что в группе только один достойный ум - его;
- ориентация на задачу;
- отсутствие творческого мышления;
- отношение к людям как к роботам;
- постоянный надзор за ними;
- отсутствие совместного обсуждения/принятия решения;
- работа распределяется лидером;
- низкая моральная удовлетворенность членов группы;
Сбалансированный стиль:
- обсуждение проблем (вовлечение) группы;
- совместное принятие решений;
- распределение работы обычно в большой степени принадлежит самим членам группы;
- задействован весь потенциал людей;
- поощряется творческое мышление;
- люди чувствуют, что они нужны;
- высокая степень удовлетворенности у членов группы;
- высокая мораль;
- лидер доступен;
- работа выполняется хорошо и эффективно;
Стиль, когда в центре находится группа:
- непостоянное лидерство;
- трудно найти лидера;
- члены рабочей группы должны заботиться о себе сами;
- рабочая группа имеет тенденцию избирать собственного лидера (но он не имеет власти за пределами группы);
- группа не доверяет лидеру;
- тенденция к низкой морали;
- тенденция к отходу от ориентации на задачу;
- нескоординированная работа;
- незавершенная работа;
Накопленный в мировой практике опыт позволяет сделать вывод о том, что единственно правильного стиля поведения лидера не существует. Действенный лидер это тот, кто в состоянии оценить различные факторы, влияющие на его поведение в определенной ситуации. Он может комфортно чувствовать себя и эффективно действовать на протяжении всего континуума лидерского стиля, т.е. может модифицировать этот стиль, чтобы соответствовать требованиям ситуации.
Статьи по теме:
Основные тенденции современного образования
Один из ведущих исследователей проблем психологии высшего образования А.А. Вербицкий выделил следующие тенденции в современном образовании.
Первая тенденция – осознание каждого уровня образования как органической составной части системы ...
Артикуляционные признаки
звуков речи
По наличию или отсутствию преграды в ротовой полости звуки делятся на гласные и согласные.
Разное звучание гласных и согласных звуков зависит в основном от того, что полость рта может менять свою форму и объем благодаря наличию подвижных ...
Вюрцбургская школа психологии
Вюрцбургская школа— направление в немецкой психологии, возникшее в начале ХХ в., которое возглавил Кюльпе Освальд (1862 –1915) — немецкий психолог и философ, одним из первых сделал предметом экспериментального анализа высшие психологическ ...
Актуально о психологии