Человек — «существо социальное». Это означает, что он живет среди людей и осуществляет свою жизнедеятельность (достигает целей, удовлетворяет потребности, трудится) не иначе как через взаимодействие, общение с другими людьми — общение контактное, опосредственное или воображаемое.
В общении происходит обмен информацией и ее интерпретация, взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий или антипатий, характера взаимоотношений, убеждений, взглядов, психологическое воздействие, разрешение противоречий, осуществление совместной деятельности. Таким образом, каждый из нас в своей жизни, взаимодействуя с другими людьми, приобретает практические навыки и умения в сфере общения.
Общение — это не просто действие, а именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками, из которых каждый является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах.
Рассмотрим в этой работе вопрос основных категорий общения и их характеристики.
Основные категории общения и их характеристика
Прежде, чем проанализировать вопрос категорий общения и их характеристики, необходимо ответить на вопрос — что такое общение?
Одно из определений межличностного общения гласит, что общение — это процесс взаимодействия по крайней мере двух лиц, направленный на взаимное познание, на установление и развитие взаимоотношений, оказание взаимовлияния на состояния, взгляды и поведение, а также на регуляцию их совместной деятельности[1].
Общение порождается потребностями в совместной деятельности и включает: восприятие и понимание людьми друг друга, обмен информацией, выработку единых структур взаимодействия.
Общение как деятельность представляет собой систему элементарных актов. Каждый акт определяется: а) субъектом — инициатором общения, б) субъектом, которому адресована инициатива, в) нормами, по которым организуется общение, г) целями, которые преследуют участники общения, д) ситуацией, в которой совершается взаимодействие.
Выделяют следующие виды общения: социально-ориентированное общение; 2) групповое предметно ориентированное общение; 3) личностно ориентированное общение.
Категория общение относится к одной из коммуникативных категорий. Коммуникативные категории, по определению З.Д. Поповой и И.А. Стернина, — «самые общие коммуникативные (концепты) понятия, упорядочивающие знания человека об общении и нормах его осуществления». Они содержат информацию о том, «как тот или иной носитель языка понимает категоризуемое явление, что он включает в состав данного явления, какие нормы и правила связывает с данным понятием, как он «вписывает» данную категорию в состав других коммуникативных и некоммуникативных мыслительных категорий»[2].
Коммуникативные категории, как и любые мыслительные категории, тем или иным образом упорядочивают ментальные представления о нормах и правилах коммуникации. Это упорядочение осуществляется нежёстко, вероятностно, многие категории взаимно накладываются друг на друга и пересекаются друг с другом — явление, характерное для всех когнитивных категорий. Основное назначение коммуникативных категорий — не упорядочение сведений о нормах и правилах общения, а обеспечение, организация речевого общения индивида в обществе.
Содержание коммуникативной категории представляет собой некоторую (не очень жёстко) упорядоченную совокупность суждений, установок, ментальных стереотипов, правил, касающихся общения.
К коммуникативным категориям относятся категория общения, категории вежливости, грубости, коммуникабельности, коммуникативной неприкосновенности, коммуникативной ответственность, эмоциональность, коммуникативной оценочности, коммуникативного доверия, коммуникативного давления, спора, конфликта, коммуникативной серьезности, реквестивности, коммуникативной эффективности, молчания, коммуникативной оптимизма/пессимизма, сохранения лица, категория тематики общения, грамотности, категория коммуникативного идеала и др.
Статьи по теме:
Эмоционально-психологические особенности
Леворукого ребенка отличают особенности центральной нервной системы. Так, беспокойство и гиперактивность почти всегда «выдают» будущего левшу уже в раннем возрасте. Для маленького левши характерен и особый тип поведения: он не может усиде ...
Концепция исследования
После анализа и оценки исходных педагогических фактов целесообразно четко выделить и зафиксировать основные положения (постулаты, аксиомы) теоретической концепции
(исходной концептуальной платформы) данного исследования. В качестве таков ...
Кинесика
Кинесика представляет собой совокупность жестов, поз, телодвижений, используемых при коммуникации в качестве дополнительных выразительных средств общения. Этот термин был предложен для изучения общения посредством движений тела. Кин - ме ...
Разделы