Невроз страха и тревожного ожидания

Страница 3

2. Работа может проводиться с мысленными представлениями, когда ребенку предлагается как можно более четко представит образ (картинку) той ситуации, которая вызывает напряженность. Ребенку предлагают закрыть глаза, расслабиться и представить себе ситуацию или предмет, находящийся на нижней ступени иерархии тревоги. Как только у него возникает чувство тревоги, психолог предлагает ему прекратить мысленное представление и расслабиться. При проведении этой процедуры психолог должен быть уверен в том, что ребенок находится в состоянии релаксации, иначе эта работа может дать противоположный результат. Поэтому предварительно необходимо обучить ребенка приемам быстрого и эффективного расслабления (аутогенная тренировка).

Как уже говорилось, необходимым элементом при работе по этому методу является обязательное переживание ребенком удовольствия или релаксации. Мощным источником положительных эмоций может быть игровая ситуация. Поэтому моделирование страшной для ребенка ситуации в игре может иметь психотерапевтический эффект но механизму десенсибилизации.

При составлении пошаговой программы работы с ситуациями, вызывающими тревогу, можно использовать в качестве этапов указанные выше формы моделирования ситуации: мысленное представление, проигрывание, столкновение с такой ситуацией в реальной жизни.

Чистяковой М.И. описана работа с Пашей, испытывающим страх темноты. При попытке подвести его к двери в темную комнату он давал яркую вегетативную реакцию: появлялась бледность, дрожь, задержка дыхания. Для Паши была намечена пятиступенчатая программа по преодолению страха перед темнотой. Сначала он в присутствии детей в детском саду в ярко освещенном зале воображал себя одиноко сидящим в темной комнате. На следующем занятии он участвовал в сюжетно-ролевой игре «В темной норе», по ходу которой два друга, Утенок и Зайчонок попались в лапы к хитрой Лисе, которая заманила их в свою нору. Мальчик играл роль робкого Утенка. При повторении игры Паша был назначен на роль смелого Зайчонка, который не плакал, как Утенок, а искал выход из ситуации. На третьем занятии мальчик исполнял роль пугающего в этюде «Ночные звуки». Паша непривычно растормозился, стал очень громко кричать (как сова) и энергично раскачиваться (как дерево в бурю). Когда он полностью перевоплотился в игровой образ, его отправили за дверь в темный коридорчик перед залом, где он должен был ждать музыкального сигнала, а дети в зале оживленно договаривались, как они его будут пугать, когда он войдет. Мальчик настолько был поглощен происходящим в зале, что не осознал того, что ему пришлось несколько минут стоять в полной темноте за дверью. В ходе дальнейшей работы Паша назначался на эту роль несколько раз и время его пребывания в темном коридорчике каждый раз увеличивалось.

Страницы: 1 2 3 

Статьи по теме:

Организация исследования
Экспериментальное исследование проводилось в 2008 году в с. Степановки Оренбургской области. Исследование проходило в детском саду №1 «Огонек» в средней группе для детей с общим недоразвитием речи и в детском саду №2 «Солнышко» в средней ...

К вопросу о фрустрации у спортсменов
Исходя из понятия фрустрации как психического состояния, Левитов Н.Д., дает ей такое определение: "фрустрация - состояние человека, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения и вызываемое объективно непреодолимым ...

Зрительная система
Зрительная система дает мозгу более 90% сенсорной информации. Зрение — многозвеньевой процесс, начинающийся с проекции изображения на сетчатку уникального периферического оптического прибора — глаза. Затем происходят возбуждение фоторецеп ...