Реабилитация созависимости методом гештальт-терапии у подростков

Материалы » Основные подходы к анализу и коррекции истероидов » Реабилитация созависимости методом гештальт-терапии у подростков

Страница 3

Нарушение соотношения «личность-речь-общение» особо ярко проявляется при логоневрозах (в частности, таком нарушении речи, как заикание, которым страдает 2,5-3% населения). В рамках психологического аспекта изучения логоневроза (И.Ю.Абелева, Л.З.Андронова, Т.А.Болдырева, Ж.М.Глозман, Б.З.Драпкин, Н.Л.Карпова, Ю.Б.Некрасова, Е.Ю.Рау, В.И.Селиверстов, В.М.Шкловский и др.) показано, что он создает препятствия не только для свободного речеговорения, но ведет к невротическим расстройствам личности, нарушает ее деятельность на всех уровнях: коммуникативном, интерактивном, перцептивном. Сложность и многоаспектность проблемы взаимовлияния личности и речевого общения при логоневрозе обусловливает междисциплинарный статус ее исследования и вызывает необходимость системного подхода к анализу речевого общения в его взаимосвязи с личностью человека как субъекта и объекта общения, вскрывая общие механизмы личностного развития (Б.С.Братусь).

Для изучения взаимосвязи речевых и личностных характеристик заикающихся мы провели формирующий психолого-педагогическй эксперимент в форме семейной групповой логопсихотерапии, основанной на системном подходе к восстановлению нарушенного речевого общения с учетом компенсаторных и гиперкомпенсаторных возможностей личности. Данная система выстроена на методике групповой логопсихотерапии Ю.Б.Некрасовой, в основе которой метод эмоционально-стрессовой терапии К.М.Дубровского. В исследовании участвовали дети, подростки и взрослые от 8 до 45 лет с нарушенным речевым общением в форме логоневроза (37 человек), а также их родители и родственники, выпускники логопсихотерапевтических групп (всего 135 человек).

Проведенное исследование позволило выявить взаимосвязь изменений личности и речевого общения и их взаимообусловленность и взаимовлияние в ходе социореабилитационного курса, что проявляется в следующих особенностях:

1. Соотношение речевых и личностных особенностей, связанных с речевым общением, у заикающихся не всегда коррелирует между собой: выявлены 3 основных группы заикающихся со сходным по признаку равнозначности соотношением речевых и личностных нарушений (легкие, средние, тяжелые) и 2 группы по признаку неравнозначности соотношения речевых и личностных проблем - тяжесть личностных проблем, связанных с речевым общением, выше тяжести речевых проблем, либо тяжесть речевых проблем превышает личностные проблемы.

2. Речевые и личностные изменения, происходящие у заикающихся в процессе семейной групповой логопсихотерапии, взаимосвязаны и взаимообусловлены. Ведущими в восстановлении коммуникативно-речевой деятельности являются личностные изменения, связанные с речевым общением.

3. Соотношение личностных и речевых изменений заикающихся имеет свою специфику на каждом этапе социореабилитации: на I (пропедевтическом) ведущая роль принадлежит личностным изменениям, которые подготавливают психологическую почву для дальнейшего личностно-речевого развития; на II этапе (в ходе сеанса эмоционально-стрессовой психотерапии) мотивационно-личностный «взрыв» определяет «рождение новой речи»; на III и IV этапах социореабилитации «выравнивается» значимость личностных и речевых изменений, а затем личностные изменения становятся определяющими в дальнейшей самостоятельной работе над речью.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Проксемика
Проксемика - это использование пространственных отноше­ний при коммуникации. Данный термин был введен американ­ским психологом Э. Холлом для анализа закономерностей про­странственной организации коммуникации, а также влияния тер­риторий, ...

Исследование структуры и механизмов функционирования образа мира
Образ мира как «интегратор» взаимодействия человека с действительностью Е.Ю. Артемьева понимает образ мира как «интегратор» следов взаимодействия человека с объективной действительностью. Она выстраивает трехуровневую системную модель об ...

Заключение.
Подводя итоги, отмечаем, что предпринята попытка объяснить многочисленные проблемы, возникающие при обучении с точки зрения такого направления в современной прикладной психологии, как нейро-лингвистическое программирование. В курсовой ра ...