Возникновение психологической науки

Материалы » Основные понятия психологии » Возникновение психологической науки

Страница 2

Немецкий философ Г. Лейбниц (1646-1716), отвергну в установленное Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие о бессознательной психике. Вдуше человека непрерывно идет скрытая работа психических сил бесчисленных малых перцепций (восприятий). Из них возникают сознательные желания и страсти.

В ХVIIIв. немецкий философ Вольф ввел термин «эмпирическая психология», принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими явлениями, их классификации и у становлении проверяемой на опыте, закономерной связи между ними. Английский философ Дж.Локк (1632-1704г.) рассматривает душу человека как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской, на которой ничего не написано. Под воздействием чувственных впечатлений душа человека, пробуждаясь, наполняется простыми идеями, начинаетмы слить, т.е. образовывать сложные идеи. В язык психологии Локк ввел понятие ассоциации - связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого.

Основателем ассоциативной психологии в XVIII веке стал английский врач и священник Д.Гартли (1705-1757). По Гартли, психический мир человека складывается постепенно в результате усложнения «первичных элементов» (чувствований) посредством их ассоциации.

Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х годах Х1Хв. Создавались специальные научно-исследовательских учреждений с внедрением эксперимента для изучения психических явлений. Первым вариантом экспериментальной психологии как самостоятельной научной дисциплины явилась физиологическая психология немецкого ученого В.Вундта (1832—1920), создателя первой в мире психологической лаборатории. В области сознания, полагал он, действует особая психическая причинность, подлежащая объективному научному исследованию.

Последователь Вундта американский психолог Э.Титченер (1867-1927), основатель структурной психологии. В ее основе лежит идея элементов сознания (ощущений, образов, чувств) и структурных отношений. Структура, по Титченеру, выявляется наблюдением субъекта за актами собственного сознания.

Вначале XX в. в психологии возникает кризисная ситуация: не дал заметных результатов метод интроспекции; не удалось уточнить специфику психической реальности, решить проблему связи психических явлений с физиологически ми, обнаружился значительный разрыв между психологической теорией и данными экспериментальной работы. Попытки преодоления этого кризиса привели к формированию нескольких влиятельных школ (направлений) в психологической науке.

Бихевиоризм

Основоположником данного направления является американский ученый Д. Уотсон (1878-1958). Психология как наука должна заниматься не сознанием, душевными явлениями, которые недоступны научному наблюдению, а поведением. Уотсон считает, что основная задача бихевиоризма (от англ. Behaviour - «поведение») заключается в накоплении наблюдений над поведением с таким расчетом, чтобы можно было сказать наперед, какая будет реакция человека на соответствующую ситуацию (стимул). Поведение является или результатом научения - индивидуальноприобре-тенного путем слепых проб и ошибок, или заученного репертуара навыков. Э.Толмен, К. Халл и Б.Скиннер - последователи Уотсона,- пришли к выводу, что все-таки связи между стимулами и поведенческими реакциями не являются, прямыми. Они опосредованы «промежуточными переменными» - знаниями, контролирующим механизмом и др. Однако трактуются эти механизмы по аналогии со счетнорешающим устройством ЭВМ, т.е. непсихологически. Тем не менее, идеи бихевиоризма оказали благотворное влияние на лингвистику, антропологию, социологию, стали однимиз истоков кибернетики, внесли вклад в разработку проблемы научения.

Когнитивная психология

Ее представители У. Найссер, А. Пайвио и др. отводят в поведении субъекта решающую роль знаниям (от лат. cognito - знание). Для них центральным становится вопрос об организации знания в памяти субъекта, о соотношении вербальных (словесных) и образных компонентов в процессах за поминания и мышления. Эта психология возникла под определенным влиянием теоретико-информационного подхода. Основное понятие когнитивной психологии - «схема». Она представляет собой имеющейся в голове человека план сбора и программу переработки информации об объектах и событиях. Восприятие, память, мышление и другие познавательные процессы определяются схемами так же, как устройство организма генотипом.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Некоторые тенденции в понимании нормального и аномального развития личности
Проблема нормального развития личности в зрелом возрасте является, как ни странно, постоянно ускользающей из поля внимания психологов. Ее по преимуществу обрывают юношеским возрастом, хотя за ним следует та взрослая жизнь, которую, соглас ...

Типология характера Г. Хейманса – Р. ЛеСенна
Голландские психологи Хейманс, Е. Вирсма и Р. ЛеСенн в основание своей типологии положили три психологические характеристики, называемые основными элементами характера: 1) Активность – пассивность характеризует проявления деятельности во ...

Psi-явления
Psi-явления (также часто называемые "паранормальными" явлениями)  это группа малоисследованных и ранее необъяснимых наукой сложных биофизических явлений, механизмы, реализации которых прямо или косвенно связаны с психиче ...