Понятие и классификация психических состояний

Материалы » Основные понятия психологии » Понятие и классификация психических состояний

Страница 3

Неврозы - это срывы нервно-психической деятельности: истерический невроз, неврастения и навязчивые состояния.

- Истерический невроз возникаете психотравмирующих обстоятельствах преимущественно у лиц с патологическими чертами характера, с художественным типом высшей нервной деятельности. Повышенная тормозность коры у этих лиц обусловливает повышенную возбудимость подкорковых образований центров эмоционально-инстинктивных реакций. Истерический невроз часто встречается у лиц с повышенной внушаемостью и самовнушаемостью. Он выражается в излишней аффектации, длительном, не поддающемся контролю смехе, театральности, демонстративное поведения.

- Неврастения проявляется в ослаблении нервной деятельности, раздражительной слабости, повышенной утомляемости, истощении. Поведение индивида отличается несдержанностью, эмоциональной неустойчивостью, нетерпеливостью. Резко повышается уровень тревожности, беспокойства. Испытывая тревожность, неуверенность в себе, индивид ищет неадекватные средства гиперкомпенсации.

Ослабленность, истощенность нервной системы при неврозах сказывается в ослаблении ее интегрирующей функции, отдельные проявления психики приобретают относительную самостоятельность; это приводит к навязчивым состояниям.

- Невроз навязчивых состояний выражается в навязнивых чувствах, влечениях, представлениях и навязчивых мудрствованиях.

Навязчивые чувства страха называются фобиями. Фобии сопровождаются вегетативными дисфункциями (потливость, учащенность пульса) и неадекватным поведением. Человек при этом осознает навязчивость своих страхов, но не может от них освободиться.

Фобии многообразны: нозофобия - страх различных заболеваний (канцерофобия, кардиофобия), клаустрофобия - боязнь закрытых помещений, агорафобия - боязнь закрытых пространств, айхмофобия - боязнь острых предметов, ксенофобия – боязнь всего чужого, социофобия – страх общения, логофобия – страх речевой деятельности в присутствии других людей.

Навязчивые представления - персеверации (упорство) - это цикличесюе непроизвольное воспроизведение двигательных и сенсорно-перцептивных образов (это то, что помимо нашего желания "лезет в голову").

Навязчивые влечения – непроизвольные нецелесообразные стремления (читать слова наоборот).

Навязчивое мудрствование-навязчивые размышления о второстепенных вопросах, бессмысленных проблемах ("какая рука была бы правой, если бы у человека было четыре руки"?).

При неврозе навязчивых движений индивид теряет контроль за своими манерами, совершает неуместные действия (шмыгает носом, почесывает затылок, допускает неуместные ужимки, гримасы).

Наиболее распространенный вид навязчивых состояний – навязчивые сомнения (выключен ли утюг?).

В ряде остро критических ситуаций при доминировании в сознании определенной опасности возникают навязчивые побуждения к контрастным действия «противоположным тем, которые диктуются ситуацией (желание сделать движение вперед, стоя на краю пропасти).

Навязчивые состояния возникают у людей со слабым типом нервной системы, при ослаблении их психики. Некоторые навязчивые состояния могу т быть крайне устойчивыми и криминогенными.

Существуют навязчивые состояния, вызывающие неадекватность поведения.

При навязчивой боязни неудачи человек оказывается неспособным совершить те или иные действия (некоторые формы заикания, полового бессилия).

При неврозах ожидания опасности человек, переживший испуг в определенной ситуации, начинает панически бояться всех аналогичных ситуаций.

Существуют невротические сценарии жизни, при которых остро переживаются давно прошедшие события.

Страницы: 1 2 3 

Статьи по теме:

Сущность воспитания как педагогического процесса
Цель воспитания реализуется, прежде всего, через содержание общего образования и содержание воспитания как специально организованной воспитательной работы, осуществляемой педагогами и родителями. Содержание внеклассной воспитательной раб ...

Отношение к экспериментатору .
Бывает часто так, что экспериментатор — молодой человек, молодая девушка, а перед ним сидит уже пожилой человек. Он даже не хочет с вами разговаривать. Не следует никогда на это обижаться, если больной не желает со "всякими мальчишка ...

Психологическая характеристика подросткового возраста.
Границы – от 10-11 лет до 15-16 лет. Подростковый возраст относится к числу критических, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивидов. Этот особый статус возраста связан с с ...