Основные клинические шкалы MMPI

Опросник состоит из 550 утверждений, образующих 10 основных диагностических шкал. На каждое из утверждений обследуемые (лица в возрасте от 16 лет и старше с интеллекта коэффициентом не ниже 80) должны дать ответ: "верно", "неверно", "не могу сказать". Ответ, совпадающий с "ключом", оценивается в один балл. Возможны различные варианты предъявления утверждений, обычно это делается с помощью карточек, которые обследуемый раскладывает на три группы в соответствии со своим ответом. Полученные данные заносятся экспериментатором в стандартный регистрационный бланк, в котором отмечаются также сведения об обследуемом и время, затраченное на раскладку карточек. Завершается обследование построением "профиля личности", который вычерчивается на специальных бланках (два вида - для мужчин и женщин), где балльные оценки переводятся в стандартные, т. е. Т-оценки со средним значением 50 и стандартным отклонением 10.Для ускорения интерпретации структуры показателей, экономного описания "профиля" используется система его числового кодирования.Для этого шкалы записываются по их цифровому обозначению (см. ниже) в таком порядке, чтобы на первом месте оказалась шкала с наиболее высокими показателями, а затем - остальные по мере снижения. С помощью специальных значков показывают, как высоко расположены шкалы "профиля", напр.: расположенные на уровне 120 Т-"!!", 110-119Т-"!", 100-109 Т- "**". Существует несколько способов кодирования "профиля".Приведем основные клинические шкалы MMPI и примеры утверждений по каждой из них (каждая из шкал включает ряд утверждений, одновременно входящих и в другие шкалы).Шкала ипохондрии (HS) – определяет «близость» обследуемого к астеноневротическому типу личности: • Несколько раз в неделю меня беспокоят неприятные ощущения в верхней час-ти живота.• У меня бывает такое чувство, будто голова стянута обручем. Шкала депрессии (D) – предназначена для определения субъективной депрессии, морального дискомфорта (гипотимический тип личности):• У меня беспокойный, прерывистый сон. • Любая работа дается мне ценой больших усилий. Шкала истерии (Hy) – разработана для выявления лиц, склонным к невротическим реакциям конверсионного типа (использование симптомов физического заболевания в качестве средства разрешения сложных ситуаций):• Я никогда не падал(-а) в обморок.• Часто я ощущаю «комок» в горле. Шкала психопатии (Pd) – направлена на диагностику социопатического типа личности:• Иногда мне очень хочется уйти из дома.• В школе меня вызывали к директору за прогулы. Шкала мужественности - женственности (Mf) – предназначена для измерения степени идентификации обследуемого с ролью мужчины или женщины, приписываемой обществом:• Я очень люблю охоту.• Я люблю поэзию. Шкала паранойи (Pa) – позволяет судить о наличии «сверхценных» идей, подозрительности:• Я думаю, что за мной следят.• Большинство людей честны только потому, что боятся наказания. Шкала психастении (Pt) – устанавливает сходство обследуемого с больными, страдающими фобиями, навязчивыми действиями и мыслями (тревожно-мнительный тип личности):• Меня беспокоит то, что я могу «сойти с ума».• В школьные годы мне было трудно говорить перед всем классом. Шкала шизофрении (Sc) – направлена на диагностику шизоидного (аутического) типа личности:• Когда вокруг никого нет, я слышу странные вещи.• Я опасаюсь пользоваться ножом, другими острыми и колючими предметами. Шкала гипомании (Ma) – определяется степень «близости» обследуемого гипертимному типу личности:• Я – значительная личность.• Временами мысли у меня бегут быстрее, чем я могу их высказать. Шкала социальной интроверсии (Si) – диагностика степени соответствия интровертированному типу личности. Клинической шкалой не является, добавлена в опросник в ходе его дальнейшей разработки:• Люблю поухаживать за женщинами (пококетничать с мужчинами).• Мне нравится ходить.

Статьи по теме:

Развитие, социализация и воспитание личности
В центре внимания педагогической науки находится личность. Известно, что развитие человека обусловливают две группы факторов: биологические и социальные. Биологическое развитие человека закреплено в педагогике через этапы: младенчество, д ...

Одиночество как психологический феномен
Многие годы и десятилетия без особых доказательств принимали тезис о том, что одиночество – этот неизменный спутник отчуждения – присуще только западному миру, когда у нас, в силу гуманистического характера социалистического общества один ...

Соотношение объекта и предмета исследования
Понятие объекта исследования. В качестве объекта познания выступают связи, отношения, свойства реального объекта, которые включены в процесс познания. Объектисследования - это определенная совокупность свойств и отношений; которая сущес ...