Исключение профессиональных злоупотреблений

Материалы » Основные принципы психологического консультирования » Исключение профессиональных злоупотреблений

К одной их форм профессионального злоупотребления следует отнести неосведомленность пациента о целях, сущности и смысле применяемой техники. Клиент должен быть досконально информирован о том, что и почему собирается делать с ним консультант, каковы результаты исследования психологического статуса и в чем его базовая проблема.

Встречи с клиентами за пределами кабинета, предъявление клиенту личных просьб или формирование любых неформальных взаимоотношений с клиентом сводят на нет работу консультанта.

Нецелесообразно консультировать родственников, друзей, сотрудников, обучающихся у консультанта студентов; недопустимы сексуальные контакты с клиентами. Такой запрет вполне понятен, поскольку консультирование дает специалисту преимущественное положение и возникает угроза, что при личных отношениях это преимущество может использоваться в целях эксплуатации.

Очень важна проблема сексуальных отношений консультантов и психотерапевтов с клиентами, однако, она нередко замалчивается. Сексуальные отношения консультантов с клиентами неприемлемы ни этически, ни профессионально, потому что представляют прямое злоупотребление ролью консультанта. Иногда клиент сильно идеализирует консультанта, ему хочется близких отношений с таким идеальным, глубоко понимающим его человеком. Тем не менее, при превращении консультативного контакта в сексуальную связь, у клиентов развивается крайняя зависимость, а консультант теряет объективность. На этом и заканчивается любое профессиональное консультирование или психотерапия.

Принцип «Не оценивать» считается одним из наиболее труднодостижимых в работе консультанта Обычно, каждое суждение , наряду с когнитивным содержанием несет в себе также отношение – эмоциональный компонент суждения. Разделить эти компоненты зачастую не представляется возможным, однако именно это составляет суть отношения терапевта к клиенту.

На первом плане отношения должно стоять не оценивание, а понимание, даже если информация, идущая от клиента к консультанту, является чудовищной с точки зрения морали. Оценивая и осуждая, консультант закрывает доступ к пониманию личности и, следовательно, не может найти оптимального способа работы с ним При этом речь идет не только о том, чтобы ни в коем случае не высказывать клиенту морализирующих оценочных суждений, но в том, что бы не судить и оценивать внутри себя вплоть до подсознательного. Соблюдать этот принцип удается только по достижении опыта и только при условии сознательных усилий к тому, чтобы в собственной душе умолкли всякие модальные отношения к клиенту. Консультант не обязан «любить» или «не любить» клиента; он обязан личностно-безмолвно поместить его проблему в широкий контекст мирового опыта психологии и найти модус, посредством которого будет возможно укрепить и расширить его сознание и способность его развитию. Последнее будет являться адекватной формой уважения прав личности взамен пустопорожних разговоров о правах.

Статьи по теме:

Блоки психокоррекционного комплекса
Целенаправленное психокоррекционное воздействие на ребенка и подростка с проблемами в развитии осуществляется через психокоррекционный комплекс, который состоит из четырех взаимосвязанных блоков: • диагностический; • коррекционный; • о ...

Программа интеграции
Цель верботонального метода – интеграция детей с нарушением слуха в массовую систему обучения и общество. Интеграция может осуществляться различными способами. Самый обычный способ – дошкольников, у которых сформировались нормальные речев ...

Взгляд на проблему школьной неуспеваемости в зарубежной психологии.
Перед современной зарубежной психологией проблема трудности обучения в школе стоит не менее остро, чем перед отечественной. Если в 1977 году в США было около 1,8% детей с трудностями обучения, то к 1993 году их доля составила уже 5,4% (Of ...