К одной их форм профессионального злоупотребления следует отнести неосведомленность пациента о целях, сущности и смысле применяемой техники. Клиент должен быть досконально информирован о том, что и почему собирается делать с ним консультант, каковы результаты исследования психологического статуса и в чем его базовая проблема.
Встречи с клиентами за пределами кабинета, предъявление клиенту личных просьб или формирование любых неформальных взаимоотношений с клиентом сводят на нет работу консультанта.
Нецелесообразно консультировать родственников, друзей, сотрудников, обучающихся у консультанта студентов; недопустимы сексуальные контакты с клиентами. Такой запрет вполне понятен, поскольку консультирование дает специалисту преимущественное положение и возникает угроза, что при личных отношениях это преимущество может использоваться в целях эксплуатации.
Очень важна проблема сексуальных отношений консультантов и психотерапевтов с клиентами, однако, она нередко замалчивается. Сексуальные отношения консультантов с клиентами неприемлемы ни этически, ни профессионально, потому что представляют прямое злоупотребление ролью консультанта. Иногда клиент сильно идеализирует консультанта, ему хочется близких отношений с таким идеальным, глубоко понимающим его человеком. Тем не менее, при превращении консультативного контакта в сексуальную связь, у клиентов развивается крайняя зависимость, а консультант теряет объективность. На этом и заканчивается любое профессиональное консультирование или психотерапия.
Принцип «Не оценивать» считается одним из наиболее труднодостижимых в работе консультанта Обычно, каждое суждение , наряду с когнитивным содержанием несет в себе также отношение – эмоциональный компонент суждения. Разделить эти компоненты зачастую не представляется возможным, однако именно это составляет суть отношения терапевта к клиенту.
На первом плане отношения должно стоять не оценивание, а понимание, даже если информация, идущая от клиента к консультанту, является чудовищной с точки зрения морали. Оценивая и осуждая, консультант закрывает доступ к пониманию личности и, следовательно, не может найти оптимального способа работы с ним При этом речь идет не только о том, чтобы ни в коем случае не высказывать клиенту морализирующих оценочных суждений, но в том, что бы не судить и оценивать внутри себя вплоть до подсознательного. Соблюдать этот принцип удается только по достижении опыта и только при условии сознательных усилий к тому, чтобы в собственной душе умолкли всякие модальные отношения к клиенту. Консультант не обязан «любить» или «не любить» клиента; он обязан личностно-безмолвно поместить его проблему в широкий контекст мирового опыта психологии и найти модус, посредством которого будет возможно укрепить и расширить его сознание и способность его развитию. Последнее будет являться адекватной формой уважения прав личности взамен пустопорожних разговоров о правах.
Статьи по теме:
Культурно-историческая концепция психического развития. Понятие высших
психических функций. Их строение и развитие
Концепция «Культурно-историческая теория психики человека» разработана в 20-30-е гг. Л.С. Выготским при участии его учеников А.И. Леонтьева и А. Р. Лурия.
Первостепенное значение имела ориентация на марксистскую философию. Согласно конце ...
Понятие социальной установки в западной и отечественной социальной
психологии
Проблема социальной установки – важнейшая проблема социальной психологии. Процесс формирования социальных установок личности отвечает на вопрос: как усвоенный социальный опыт преломлен личностью и конкретно проявляет себя в ее действиях и ...
Мотивы и мотивационные системы
Мотив (от лат. Movere - «приводить в движение, толкать») - это:
1) фактор, побуждающий человека к деятельности и связанный с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъек ...

Актуально о психологии